цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
сВОЙСТВО БЫТИЯ
Когда вы что-то делаете, и при этом устойчи во фиксируете своё сознание на действии, каче ство вашего состояния сознания есть само это действие. Когла вы сосредоточены на этом свой стве своего бытия, вы готовы к действию. Цель дзадзэн заключается в обретении свободы бытия в отношении физическом и умственном. Со гласно Догэну-дзэндзи, всякое существование есть вспышка в необъятном феноменальном мире. Каж дое существование — это ещё одно проявление свойства самого бытия. Ранним утром я часто вижу много звёзд. Звёзды — это всего лишь свет от не бесных тел, распространяющийся с огромной ско ростью на много миль. Но для меня звёзды — не стремительные создания, а спокойные, тихие и мир ные существа. Мы говорим: «В покое должно быть действие; в действии должен быть покой». На самом деле это одно и то же: сказать «покой» или «действие» значит просто двумя разными спосо бами передать одно явление. Нашим действиям присуща гармония, а где гармония, там и покой. Эта гармония есть свойство бытия. Но свойство бытия — это также не что иное, как его стреми тельное действие. Когда мы сидим, мы чувствуем себя очень спо койно и безмятежно, но, в сущности, мы не знаем, какая именно деятельность протекает в это время внутри нас. В действии нашего физического орга низма имеется полная гармония, поэтому мы ощу щаем его покой. Даже если мы не ощущаем этого, это свойство присутствует. Поэтому нам незачем беспокоиться насчёт покоя или действия, неподвиж ности или движения. Когда вы что-то делаете, и при этом устойчиво фиксируете своё сознание на дей ствии, качество вашего сознания есть само это действие. Когда вы сосредоточены на этом свойстве своего бытия, вы готовы к действию. Движение — это всего лишь свойство нашего бытия. Когда вы занимаетесь дзадзэн, свойство вашего спокойного, неподвижного, безмятежного сидения — это свой ство безграничного действия самого бытия. Положение «всё есть просто вспышка в необъят ном феноменальном мире» означает свободу наших действий и нашего бытия. Если вы правильно сиди те и обладаете правильным пониманием, вы дости гаете свободы бытия, хотя бы вы и были просто временным существованием. В пределах данно го мгновения это временное существование неиз менно, недвижимо и всегда независимо от других существований. В следующее мгновение возникает другое существование; мы можем превратиться во что-то ещё. Строго говоря, между моим вчерашним «я» и моим «я» настоящего мгновения нет связи; совсем нет никакой связи. Догэн-дзэндзи сказал: «Древесный уголь не становится золой». Зола есть зола; она не уголь. У неё своё собственное про шлое и будущее. Она обладает независимым суще ствованием, ибо она есть вспышка в необъятном феноменальном мире. Древесный уголь и пылаю щий огонь — это совершенно разные существова ния. Чёрный древесный уголь — это тоже вспышка в необъятном феноменальном мире. Где существу ет чёрный древесный уголь, там нет раскалённого древесного угля. Поэтому чёрный древесный уголь независим от раскалённого угля; зола независима от дров; всякое существование независимо. Сегодня я сижу в Лос-Алтосе. Завтра я буду в Сан-Франциско. Между моим «я» в Лос-Алтосе и моим «я» в Сан-Франциско нет никакой связи. Это совсем разные существа. В этом проявляется свобода существования. И нет никакого свойства, свя зывающего меня и вас. Когда я говорю «вы», не су ществует «я»; когда я говорю «я», не существует «вы». Вы независимы, и я независим; то и другое существует в разные мгновения. Но это не означа ет, что мы совершенно разные существа. Мы на самом деле одно и то же существо. Мы одинаковы, и всё-таки мы разные. Это очень парадоксально, но в действительности это так. Поскольку мы незави симые существа, каждый из нас — это полная, за конченная вспышка в необъятном феноменальном мире. Когда я сижу, нет больше никого, но это не значит, что я игнорирую вас. Я всецело слит с каж дым существованием в феноменальном мире. И когда я сижу, сидите и вы; всё сидит вместе со мной. Это наш дзадзэн. Когда вы сидите, всё сидит вместе с вами. И всё это составляет свойство ва шего бытия. Я часть вас. Я становлюсь свойством вашего бытия. Так что эта практика есть абсолют ное освобождение от всего остального. Если вы владеете этой тайной, то нет разницы между прак тикой дзэн и вашей повседневной жизнью. Вы сможете всё истолковать так, как захотите. Великолепная картина — это результат чувстви тельности ваших пальцев. Если вы чувствуете коли чество туши на кисти, рисунок готов ещё до того, как вы его нарисовали. Когда вы обмакиваете кисть в тушь, вы уже знаете итог, результат рисунка, в про тивном случае вы не можете писать. И прежде чем вы что-то сделали, «существование» уже имеется, результат уже здесь. Хотя бы вы и казались спокой но сидящими, все ваши действия, и прошлые и настоящие, заключены здесь; и результат вашего сидения также уже здесь. Вы вовсе не отдыхаете. Всё ваше действие заключено в вас. Это ваше бытие. Поэтому все результаты вашей практики за ключены в вашем сидении. Такова наша практика, наш дзадзэн. Догэн-дзэндзи заинтересовался буддизмом ещё мальчиком, когда, наблюдая за струйкой дыма от курящейся благовонной палочки, зажжённой у тела его умершей матери, он ощутил недолговечность нашей жизни. Это чувство крепло в нём — ив ко нечном счёте привело его к обретению просветле ния и к созданию своей глубокой философии. Глядя на струйку дыма от курящейся благовонной палоч ки и ощутив недолговечность жизни, он чувствовал себя очень одиноким. Но это чувство одиночества становилось всё сильнее и сильнее и увенчалось цветком просветления, когда ему было двадцать восемь лет. И в миг просветления он воскликнул: «Нет тела и нет сознания!» Когда он произнёс: «Нет тела и нет сознания!» — в этот миг всё его суще ство стало вспышкой в необъятном феноменальном мире, вспышкой, которая заключает в себе всё, ко торая обьемлет всё и несёт в себе свойство необъ ятности; весь феноменальный мир заключён в ней, в этом абсолютно независимом существовании. Таково было его просветление. Испытав вначале чувство одиночества от недолговечности жизни, он обрёл затем глубочайшее опытное знание свойства своего бытия. Он говорил: «Я оставил сознание и тело». У вас возникает чувство одиночества, пото му что вы думаете, что обладаете телом или созна нием, но когда вы сознаёте, что всё сущее есть просто вспышка в безграничной вселенной, вы де лаетесь очень сильными, и ваше существование обретает глубокий смысл. Таково было просветле ние Догэна, и такова наша практика.
|