Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый основной пункт. 5. Воззрение.
- Прямое введение (в сущность природы ума).
В первой части Патрул Ринпоче объясняет воззрение, что соответствует первому завету Гараба Дорже, который говорит о " прямом введении в постижение своей изначальной природы". С такого прямого введения начинаются все наставления в Дзогчен. Вступление на путь Сутраяны, на котором практикуется преимущественно отречение от мирских привязанностей, знаменуется принятием обетов, регламентирующих поведение человека и требующих от него воздержания от дурных поступков, то есть от таких действий, которые наносят вред окружающим. Введение вТантру и связанную с ней практику трансформации, преобразования вредоносных эмоций, осуществляется через посвящение (dbang; санскр. abhiṣ eka). На путь Дзогчен ученик вступает через получение прямого введения. Благодаря такому введению можно понять также настоящий смысл и тантрического посвящения, которое не сводится всего лишь к внешней церемонии. Напротив, посвящение является по сути передачей сил и благословений линии преемственности данной тантры. Всякое посвящение в Тантру, начиная с уровня Криятантры, становится всё более сложным и разработанным ритуалом по мере восхождения к высшим видам Тантр. На уровне Ануттаратантры мы встречаемся с методом передачи четырёх посвящений (dbang bzhi). Посвящение сосуда (bum dbang) представляет собой передачу духовной силы, необходимой для практики стадии порождения (bskyed-rim), на которой осуществляется визуализация божества-идама. Тайное посвящение (gsang dbang) вводит в практику каналов и энергий тонкого тела (rtsa rlung). Посвящение мудрости (shes-rab ye-shes kyi dbang) необходимо для практики стадии завершения (rdzogs-rim). Четвёртое посвящение (dbang bzhi-po) сопровождается совсем небольшим ритуалом или проводится вовсе без него, но требует словесного объяснения. Поэтому оно называется " посвящение словом " (tshig dbang). При передаче этого четвёртого посвящения в школе Ньингма, учитель, называемый в данном случае " Ваджрачарья" (rdo rje slob-dpon), сам входит в состояние высшего созерцания (осуществляя тем самым прямую передачу), показывает ряд символических предметов (символическая передача) и даёт словесные объяснения (устная передача). Эти три вида посвящения проводятся одновременно. Согласно Ануттаратантре, устная передача служит введением в практику Махамудры, но, как уже было указано выше, окончательная стадия практики, осуществляемая за пределами трансформации, называется Дзогчен, Великое совершенство. Махайога и Ануйога входят в систему Тантры, оставаясь в рамках пути трансформации. Но Дзогчен сам по себе не требует для введения в практику никакого формального ритуала, связанного с посвящением. Предварительным условием для выполнения практик собственно Дзогчен является получение прямого введения в знание изначального состояния собственного ума. Далее автор переходит к подробному объяснению метода практики воззрения (Ita-ba nyams su ten tshul rgyas-par ‘chad). Согласно этому объяснению, после получения прямого введения в состояние созерцания, ученик приступает к регулярной практике (nyams-len), в результате чего приобретает устойчивый опыт (nyams-myong) пребывания в этом состоянии. После этого становится возможным культивирование истинного понимания состояния Ригпа, непосредственного подлинного Осознания, или знания, возникающего в состоянии созерцания.
- Вхождение в системы Сутры, Тантры и Дзогчен.
В системе Сутры, известной также под названием Лакшанаяна, " колесница различения свойств и характеристик", воззрение культивируется посредством чтения авторитетных текстов буддизма и логического анализа (dpyad-pa; санскр. uicā ra), то есть посредством рассуждении и умозаключений. Упоминая об этом, Патрул Ринпоче употребляет тибетское выражение lung rig, где lung означает " писания", a rig – " понимание". В системе Сутры термин " Ригпа" (rig-pa) означает просто " знание", или " ведение" (в противоположность неведению). Но в системе Дзогчен этот же термин имеет совершенно особое значение, поэтому важно понять различие употребления термина " Ригпа" в Сутре и в Дзогчен. В рамках системыСутры говорится о трёх источниках достоверного познания (mtshan-ma; санскр. pramā ṇ a):
1) достоверное познание как результат прямого восприятия (санскр. pratyakṣ a-pramā ṇ a); 2) достоверное познание как результат рассуждений и умозаключений (санскр. animā na-pramā ṇ a); 3) достоверное познание как результат чтения Писаний и сочинений авторитетных носителей традиции (санскр. agama-pramā ṇ a).
Например, можно получить введение в воззрение от мастера, который просто скажет, что " всё есть пустота (шунья)", что соответствует воззрению школы Мадхъямака, или " всё есть ум (sems; санскр. citta), что является воззрением школы Читтаматры. Он может также привести множество аргументов, подтверждающих эту точку зрения. И если ученик, услышав такое утверждение, изучает его затем на занятиях по философии, или читает книги комментаторской традиции, он, несомненно, получит некоторое понимание природы реальности, но это останется по большей части в сфере его интеллектуального понимания, а не прямого опыта. Но существуют методы более прямого введения в понимание природы ума. В системе Тантры, называемой также Ваджрной Колесницей Тайной Мантры (gsang sngags rdo-rje theg-pa), мы обнаруживаем четыре вышеупомянутых посвящения. Во время третьего из них, называемом посвящением мудрости, осуществляется введение в знание посредством символов (dpe’i ye-she). Символом мудрости в процессе данного посвящения является изображение дакини в виде обнажённой танцующей женщины красного цвета с накинутым на плечи зелёным шарфом. На основе этого символического изображения, в процессе четвёртого посвящения учитель даёт краткое словесное объяснение природы и сущности ума. Таким образом, ученик получает истинное понимание смысла (don gyi ye-she). Итак, на путь Сутры ученик вступает посредством рациональното анализа и чтения авторитетных писаний, а на путь Тантры – через посвящение. Но Дзогчен предлагает свой, особый путь. Для ученика, относящегося к числу людей с высшими способностями и получающего посвящения по линии преемственности Сиддхов (sgrub brgyud), объединяющей практиков учения Дзогчен, настоящим посвящением является получение прямого введения (ngo-sprod) в состояние созерцания посредством предварительного растворения всех активных процессов деятельности ума (sems kyi yal-ba). Если рассматривать ум в поисках места или области, в которой отдельные мысли (rnam-rtog) возникают, находятся или исчезают, то сколько бы мы ни искали, нам не удастся обнаружить такое место. Мысли не имеют определённой области своего возникновения (byung sa med), пребывания (gnas sa med) и исчезновения (‘gro sa med). Невозможно сказать, возникают они внутри тела, или вне его. Они не имеют какого-либо корня или источника (gzhi med rtsa bral). Подобно облакам в небе, мысли возникают и исчезают вновь. Они возникают из пустоты и вновь возвращаются в пустоту, которая сама по себе есть безграничный потенциал, чистая способность порождения всего. И обнаружить это можно, только погрузив взгляд в глубины собственного существа. Эта пустота, шунъята, представляет собой самую суть ума (sems kyi ngo-bo stong-pa nyid).
|