![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура психики человека. Понятие об установкеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ ОБ УСТАНОВКЕ
Выше психология была определена как наука о психике. Сразу же возникает вопрос: что такое психика? В психологии на этот вопрос возможны два ответа, качественное своеобразие которых, как и в глубокой древности, определяется верой или неверием в божественное начало мироздания и, следовательно, верой или неверием в индивидуальное бессмертие. В первом случае о психике (душе) в общем и целом говорят как о некой субстанции, имеющей бессмертную божественную природу, которая, согласно замыслу творца, имеет своим единственным назначением нравственное и интеллектуальное обожение (совершенствование) человека посредством его каждодневного свободного волевого выбора между добром и злом и подготовку человека к вечной жизни после завершения короткого земного пути. Эта точка зрения имеет полное право на существование, поскольку на основе рационального знания, как говорится с «пером и бумагой», опровергнуть ее невозможно. К тому же такой взгляд на природу человеческой души никоим образом не исключает проведения научных исследований, носящих сугубо прагматический характер и направленных на изучение законов, которым психика (душа) подчиняется в области той или иной специфической деятельности человека. В том случае, если психика рассматривается с материалистической (атеистической) точки зрения, то ее обычно определяют как особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения индивидом объективной и субъективной реальности, и позволяющее организму адаптироваться к сложным и меняющимся условиям среды обитания. При этом все же подчеркивается принципиальная несводимость психики к физиологическим процессам (в первую очередь к активности нервной системы), которые определенно имеют к ней отношение. Признается, что «принципиально невозможно найти прямое соответствие любого психического явления каким-то физиологическим процессам головного мозга1». Согласно материалистической традиции трактовки психического, психика выполняет две функции, а именно отражательную (порождение субъективного образа или представления об окружающей действительности) ^регулятивную (регуляция конкретных форм поведения). В этой связи психику можно определить, как некий «орган» управления деятельностью человека и поведением животных, который функционирует на основе складывающихся в мозгу образов объективной и субъективной реальности. Когда говорят о феномене психики, как о некоей несомненно существующей реальности, то неизменно выделяют два принципиально различных уровня развития всего живого, а именно уровень организмов, лишенных психики, и уровень организмов, наделенных психической способностью. Здесь перед философами и психологами встает вопрос необычайной сложности: когда же в истории живого появляется психика и какие стадии она проходит в своем развитии? Иначе говоря, встает вопрос о развитии психики в филогенезе2. В истории философских и психологических учений существуют четыре традиционные позиции, которые по-разному отвечают на этот вопрос. Первый вариант ответа — это панпсихизм, т. е. учение о всеобщей одухотворенности природы, в соответствии с которым душой (психикой) обла-дают даже неживые объекты (булыжник на городской мостовой) и природные стихии (языческая традиция в философии). Другим вариантом ответа является биопсихизм, который признает, что психикой (душой) обладают только живые организмы. С точки зрения нейропсихизма психика есть лишь у организмов, обладающих нервной системой. Наконец, антропопсихизм признает существование психики только у человека. Наиболее распространенной в настоящее время позицией является нейропсихизм, что обусловлено простым здравым смыслом исследователя: раз психические процессы тесно связаны с деятельностью, в первую очередь, нервной системы, то, следовательно, простейшая форма психики появляется тогда, когда в ходе эволюции возникают организмы, обладающие нервной системой. Иначе говоря, в этом случае водораздел между организмами, обладающими психикой и лишенными ее, проводится на основании структурного критерия (наличие — отсутствие нервной системы). Вообще же в зарубежной психологии традиционно не принято глубоко анализировать вопрос о том, где же находится та граница, которая разделяет мир организмов, наделенных психикой, и живые объекты, не обладающие ею. Напротив, в советской (российской) психологии в рамках деятельностного подхода сложилось мнение «о необходимости установления " точки отсчета", с которой ведет свою историю предмет психологии», при этом — «сама психика рассматривается как исторический феномен3». Очевидно, что разрешить этот важнейший философско-психологический вопрос с математической точностью не удастся никогда, поскольку для человека принципиально невозможно провести идеальный эксперимент, полностью дублирующий возникновение тех изменений в окружающей живые организмы среде, которые когда-то повлекли (возможно повлекли) за собой необходимость возникновения первоначальных низших форм психики как «органа управления поведением в сложных, постоянно меняющихся условиях окружающей действительности». Изучение филогенетической истории психики с необходимостью приводит к поиску объективного критерия психического, т. к. использование субъективного критерия психики в этом случае исключено (человек никогда не может знать, что ощущает или переживает в данный момент времени скунс или, скажем, северный олень). Рассмотрение вопроса о том, в какой момент в развитии живых организмов возникает психика, приводит исследователей в область научных гипотез, т. е. предположений, допущений, из которых логически вытекают определенные следствия, которые в той или иной степени могут быть проверены экспериментально. В 30—40-х гг. прошлого века в советской психологии А. Н. Леонтьевым была выдвинута гипотеза о чувствительности как объективном критерии наличия у живого организма психики'1. Гипотеза А. Н. Леонтьева (в рамках материалистической традиции в психологии) получила в Советском Союзе и России наибольшее развитие и наиболее широкую известность. Разберем основные положения гипотезы А. Н. Леонтьева. В качестве объективного критерия наличия у живого организма психики Леонтьев постулирует способность организма реагировать на абиотические, т. е. нейтральные с биологической точки зрения воздействия окружающей среды. Сами по себе, изолированно, абиотические стимулы (воздействия) не являются для живого организма ни вредными, ни полезными, поскольку они напрямую не участвуют в метаболических процессах ассимиляции и диссимиляции. Леонтьев высказывает мысль, что для живого организма полезность абиотических стимулов (воздействий) заключается в том, что они являются сигналами биологически важных воздействий окружающей среды, поскольку находятся с последними в объективной и устойчивой связи. Следовательно, если у живого организма возникает способность воспринимать абиотические стимулы и соотносить их действие с жизненно важными для него влияниями окружающей среды (биотическими воздей- ствиями), то это предоставляет организму гораздо большие возможности для адаптации в условиях той или иной специфической среды обитания . В качестве иллюстрации к этому тезису А. Н. Леонтьев отмечает, что «...к примеру, реакция животного на шорох, конечно, сама по себе не способна поддержать существование организма. Дело в том, что шорох, то есть обычно малой интенсивности звуковые, акустические волны, не в состоянии прямо участвовать в процессах ассимиляции. Они не изменяют и не воздействуют отрицательно на фундаментальные жизненные процессы обмена веществ. Тем не менее, существует огромное множество видов животных, которые отвечают на воздействие такого рода. Прямого действия нет, существует какое-то непрямое действие. Потому-то и возникла в ходе эволюции чувствительность по отношению к стимулам этого рода»5. Действительно, шорох не является сам по себе пищей, однако для животного он является сигналом опасности или, наоборот, сигналом о том, что рядом находится добыча. Первоначально ассимилятивные и диссимилятивные процессы (т. е., с точки зрения биологии, процессы жизнедеятельности) заключались в пассивном усвоении питательных веществ (процессах пассивного роста, выделения, пассивного размножения). Появление у живого организма способности отражать абиотические воздействия окружающей среды привело к возникновению и последующему развитию такой принципиально новой формы жизнедеятельности, которая позволяет организму активно адаптироваться к воздействиям окружающей среды, часто не дающим организму возможности пассивно (непосредственно) обеспечить метаболические процессы. Иначе говоря, у животных возникает поведение, т. е. такая внешняя форма жизнедеятельности, которая, будучи промежуточной между комплексом актуальных абиотических и биотических воздействий наличной ситуации и непосредственными метаболическими процессами, протекающими внутри организма, позволяет ему активно адаптироваться (обеспечивать на определенном уровне протекание метаболических процессов) в условиях изменчивой окружающей среды. С этой точки зрения растения, например, лишены способности к сигнальному (восприятие абиотического стимула как сигнала биологически значимого воздействия) поведению, а следовательно, не имеют и психики. В то же время сигнальное поведение присуще почти всем животным, начиная с простейших организмов. Выше, когда вводилось определение психики как психологической категории, было отмечено, что психика обеспечивает управление поведением на основе отражения объективной (субъективной) реальности. А. Н. Леонтьев предложил рассматривать отражение в двух ипостасях — в объективном и субъективном аспектах. В объективном смысле отражение является, прежде все-то, реакцией, ответным двигательным актом, вызванным действием того или иного воздействия. В субъективном плане отражение проявляется как ощущение воздействия стимула, как его внутреннее переживание. Возникновение субъективного плана психического отражения означает появление у живого организма способности чувствовать (чувствительности), которая надстраивается над раздражимостью, лишенной субъективной составляющей. В этой связи важной является дифференциация понятий раздражимости и чувствительности, введенная А. Н. Леонтьевым. Подраздражимостъю А. Н. Леонтьев понимал способность живого организма реагировать на биотические воздействия, а под чувствительностью — способность живого организма воспринимать абиотические воздействия, которые связаны, с биологически значимыми объектами и свойствами окружающей среды5. Теперь можно сформулировать первую гипотезу А. Н. Леонтьева (гипотезу об объективном критерии психики): в мире живых объектов психика возникает одновременно с появлением
|