Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование особенностей когнитивных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) в практике полиграфных проверок ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Планирование тактики проведения предтестовой, межтестовой и послетестовой бесед в ходе полиграфной проверки в значительной степени базируется на двух компонентах, а именно: 1) на предположительном установлении того, какие факты (признаки устанавливаемого события), интересующие инициатора мероприятия, могут быть известны обследуемому лицу; 2) на установлении основной линии поведения специалиста во время проверки для определения таких известных обследуемому признаков эпизода, которые имеют значение для его расследования. Весь комплекс специальных приемов призван обеспечить эффективное выяснение и оценку значимых признаков эпизода, а равно изобличение обследуемого, в том случае, если он умышленно дает полиграфологу ложные показания. Некоторые тактические приемы прямо направлены на мобилизацию (освежение) памяти обследуемого лица. При этом интересующие инициатора полиграфной проверки факты могут быть известны обследуемому из разных источников. Например, он может знать о них из средств массовой информации, слухов, разговоров или может знать о них как о собственных переживаниях, т. е. как о реальных событиях-воспоминаниях. В ходе проверки специалисту следует, в первую очередь, уделять внимание именно воспоминаниям обследуемого, в основе которых лежат факты (действия), воспринятые им лично. Как правило, осведомленность о таких признаках устанавливаемого события и выясняется в ходе полиграфной проверки. При выборе тактики проведения предтестовой беседы полиграфолог обязан учитывать особенности протекания тех когнитивных (познавательных) психических процессов, которые лежат в основе показаний обследуемого, т. е. процессов ощущения и восприятия, внимания, памяти и мышления. Также специалист обязан учитывать индивидуально-психологические особенности обследуемого, т. е. особенности личности, характера и темперамента (о них пойдет речь в следующей главе), а равно интеллектуально-образовательный уровень опрашиваемого лица. Психология показаний обследуемого имеет важнейшее значение в плане формирования у полиграфолога умения критически оценивать показания обследуемого, тщательно анализировать эти показания и на этой основе — умения выявить ошибки, намеренные искажения и т. д. Итак, рассмотрим некоторые подходы к анализу когнитивных процессов, особенности протекания которых имеют отношение к формированию показаний. Материал этой главы имеет своей базой великолепную книгу доктора Имре Кертэса «Тактика и психологические основы допроса» (1965). Вслед за доктором Кертэсом мы начнем изложение материала с процессов ощущения и восприятия, которые являются основой любого показания. В предтестовой беседе обследуемый объясняет, как он воспринял те или иные свойства предметов или явлений окружающей действительности, которые относятся к устанавливаемому событию. Многие обследуемые под давлением самого факта предстоящей проверки на полиграфе дают истинные показания на основе воспринятых ими объективных признаков эпизода, интересующего инициатора опроса. Иначе говоря, такие обследуемые адекватно воспринимают признаки эпизода, удерживают их в своей памяти без существенных искажений, а затем достаточно точно воспроизводят их в ходе предтестовой беседы. Однако зачастую полиграфолог сталкивается с искаженными или ложными показаниями обследуемых. В этом случае специалист должен провести предтестовую беседу таким образом, чтобы предупредить дачу не соответствующих действительности показаний. Психологический анализ данных обследуемым показаний специалист нередко начинает с анализа ощущений обследуемого в момент устанавливаемого события.
Ощущение — это психическое отражение изолированных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. С точки зрения физиологии, ощущения представляют собой процессы возбуждения, возникающие в специализированных нервных устройствах, которые получили название анализаторов (см. раздел 2). Следует помнить, что не любое воздействие на рецепторную поверхность анализатора (чувствительный орган — глаз, ухо и т. д.) вызывает субъективное ощущение. Например, человек способен ощущать звуки в диапазоне 15—20 000 Гц(15—20 тыс. колебаний в с). Та минимальная величина стимула в той ли иной модальности, которая способна вызвать ощущение, называется нижним порогом ощущения. Нижний порог слуховых ощущений составляет, таким образом, 15 Гц. Максимальная интенсивность стимула, выше которой стимул уже не ощущается, получила название верхнего порога. Верхний порог слуховых ощущений находится в районе 20 000 Гц. При анализе ощущений учитывают и так называемый разностный порог, т. е. ту минимальную разницу в выраженности (интенсивности) двух стимулов одной модальности (одного качества), при которой эти два стимула кажутся субъекту отличными друг от друга. Так, человек не в состоянии, например, различить интенсивность двух звуковых стимулов, если различие между ними очень небольшое. Точно так же, если предъявить испытуемому две ровные поверхности, которые окрашены в один и тот же цвет и лишь немного различаются насыщенностью этого цвета, то испытуемый не может отличить эти поверхности друг от друга. При анализе показаний обследуемого важно учитывать наличие в процессах ощущений нижних и верхних порогов. Так, если кто-либо утверждает, что неизвестные лица избили и ограбили его в плохо освещенном подъезде или на темной улице, однако в своих показаниях уверенно и подробно описывает такие внешние приметы нападавших, как цвет одежды, глаз или волос нападавших, то полиграфологу необходимо уточнить, по какой причине (умышленно или нет) обследуемый дает показания, не соответствующие действительности, поскольку очевидно, что в таких условиях нижний порог цветового (колбочкового) зрения превышает интенсивность светового воздействия на рецепторы сетчатки глаза, и обследуемый физически не мог заметить указанные детали. Однако следует помнить о том, что верхние, нижние, а также разностные пороги не являются абсолютно идентичными у всех людей даже в пределах одной популяции. Более того, нижние и верхние пороги ощущений могут изменяться с возрастом, путем тренировки, в ходе профессиональной деятельности. Разностные пороги также подвергаются изменениям, особенно в процессе трудовой деятельности (например у экспертов в области пищевого и парфюмерного производства). Имеется также зависимость порогов ощущения от физического состояния организма человека. При простуде (насморке) в значительной степени повышается нижний порог обоняния и человек может совершенно не ощущать те запахи, которые он непременно почувствовал бы, будь он здоров (например запах газа в квартире, трупный запах из комнаты соседа в коммунальной квартире и т. д.). Пороги ощущений зависят и от адаптации анализатора к интенсивности действующего раздражителя. При действии стимулов малой интенсивности нижние пороги ощущения обычно понижаются, т. е. чувствительность анализатора повышается. При действии стимулов высокой интенсивности чувствительность анализаторов через некоторое время резко снижается. Так, курильщики, сидя в сильно накуренном помещении, через некоторое время перестают ощущать запах табака, но стоит кому-нибудь из них на минуту выйти из помещения, а затем вновь войти, он явственно ощутит табачный запах. Или, например, если утечка газа происходит в закрытом помещении мизерными темпами, то находящийся в помещении человек может и не ощутить этой утечки. Когда через некоторое время человек выйдет из загазованного помещения, а затем снова войдет обратно, он ощутит резкий запах газа и может подумать, что кран открывали з его отсутствие (скажем, соседи по коммунальной квартире). Адаптация органа чувств к воздействиям низкой или высокой интенсивности происходит не мгновенно. На это требуется определенное время. Во время анализа фабулы дела и при проведении предтестовой беседы полиграфолог должен это учитывать. Так, человек длительное время находившийся в темноте (человек с темноадаптированной сетчаткой глаза), испытывает выраженный дискомфорт в случае кратковременной вспышки яркого света (выстрел, луч прожектора или мощного фонаря), не может ничего разглядеть, т. е. не в состоянии адаптироваться к раздражителю высокой интенсивности. Напротив, после яркой вспышки темноадаптированный глаз не может мгновенно адаптироваться к раздражителю низкой интенсивности (снижается так называемое палочковое зрение), и человек на короткий промежуток времени становится как бы ослепленным (это обстоятельство несчетное количество раз обыгрывалось в отечественных и зарубежных боевиках). Особенно важно учитывать явление адаптации при проведении полиграфных проверок по делам о дорожно-транспортных происшествиях, имевших место в темное время суток. Так, если при анализе фабулы дела специалисту становится известно, что водитель, попавший в аварию, утверждает, что выехал на встречную полосу, поскольку незадолго до этого был ослеплен фарами дальнего света встречного автомобиля, то полиграфолог должен настоятельно обратить внимание на эти показания обследуемого и построить структуру вопросника так, чтобы она была направлена на установление истинности факта засветки, во-первых, и на установление длительности временного промежутка от момента засветки до момента аварии, во-вторых. Точно так же, если водитель вышел из хорошо освещенного помещения на темную улицу, сел в машину, а затем почти сразу попал в аварию, то специалист (совместно с инициатором опроса) должен установить следующие обстоятельства: ждал ли водитель в автомобиле, пока его глаза не привыкли к темноте; если ждал, то сколько времени; тронулся ли водитель с места немедленно; сразу ли завелся двигатель и т. д. Пороги ощущений, т. е. чувствительность анализатора той или иной модальности, могут изменяться и под влиянием действия стимулов (раздражителей) других модальностей. Особый интерес здесь представляет взаимовлияние зрительных и слуховых раздражителей. Так, например, Л. А. Шварц экспериментально установил, что красный цвет (освещенность) повышает нижний слуховой порог, а зеленое освещение, напротив, понижает нижний слуховой порог, т. е. повышает слуховую чувствительность1. Имеет место и обратное влияние, т. е. влияние слуховых раздражителей на зрительную чувствительность. Так, в экспериментах С. В. Кравкова было показано, что под влиянием сильного шума (шум работающего авиационного двигателя) нижний порог сумеречного зрения повышался на 20 % по сравнению с чувствительностью сумеречного зрения в условиях тишины (двигатель заглушен)2. Специалист должен очень внимательно отнестись к показаниям обследуемого лица, если в них содержится информация о чем-либо увиденном, услышанном и т. д. в условиях побочного действия сильных раздражителей других модальностей. Так, например, полиграфолог не должен полагаться на данные следственного эксперимента, направленного на выяснение видимости в ткацком цеху и проводимого инициатором опроса в выходной день. Это обусловлено тем, что в будний день очень сильный шум в цеху может оказывать влияние на дистанцию четкой видимости предметов и людей в нем. На деятельность анализаторов также оказывают влияние различные вещества. Например, алкоголь, даже в небольших дозах (50 г чистого спирта), повышает нижние пороги ощущений различной модальности. Столь малое, на первый взгляд, количество выпитого, которое совершенно не влияет на состояние сознания, тем не менее, крайне негативно влияет на деятельность анализаторов, а именно: снижает способность органов чувств к адаптации и повышает пороги ощущений. Этот факт полиграфолог должен обязательно учитывать при анализе фабулы дела о дорожно-транспортном происшествии (особенно по делам о ДТП, случившихся в темное время суток) и проведении предтестовой беседы с обследуемым. Алкоголь снижает остроту зрения, нарушает восприятие пространственных отношений, восприятие временных диапазонов. В том случае, если содержание алкоголя в крови человека достигнет 2 промилей (средняя степень опьянения), то его негативное влияние на работу анализаторов (особенно зрительного) приобретает характер пролонгированного (длящегося во времени) до 24—38 часов. Специалисту всегда необходимо выяснять (путем получения прямых показаний или в процессе проверки на полиграфе), какое количество алкоголя было выпито обследуемым накануне совершения им ДТП или иного правонарушения. То же самое можно сказать и об отрицательном влиянии на работу органов чувств наркотических средств и психотропных препаратов. Так, употребление водителем даже таких слабых препаратов, как тазепам или беллатаминал, приводит к повышению порогов зрительных ощущений, снижению остроты сумеречного зрения, замедленности реакций, ухудшению зрительно-моторной координации, что может приводить к совершению ДТП. Как уже было сказано выше, различают зрительные, слуховые, тактильные (кожные), обонятельные и вкусовые ощущения. Эти ощущения возникают при воздействии на органы чувств внешних раздражителей. Помимо них, говорят также о проприоцептивной чувствительности, отражающей изменения в положении различных частей тела человека, о ноцицептивной (болевой) чувствительности, о вестибулярной чувствительности (ощущении равновесия). Как правило, в своих показаниях обследуемые опираются на зрительные и слуховые ощущения. При этом наибольшее значение (по крайней мере при работе со свидетелем) имеют зрительные ощущения. Полиграфолог должен знать основные закономерности зрительной чувствительности, особенно те закономерности, которые определяют адаптацию глаза к воздействиям малой или большой интенсивности. Специалисту следует помнить, что скорость и качество адаптации глаза к темноте обычно подвержена субъективной переоценке. Вообще, необходимо с большим недоверием относится к показаниям о событиях (предметах, людях, их действиях), которые обследуемый увидел при лунном свете или свете молнии. Замечательным примером сказанному служит эпизод из одного старого советского кинофильма 1950-х годов, в ходе которого доблестные сотрудники милиции опрашивали свидетелей по поводу цвета машины «Победа», насмерть сбившей пешехода и скрывшейся с места происшествия. Так вот, оказалось, что все многочисленные свидетели в один голос утверждали, что машина была светло-серебристого цвета, хотя, как в дальнейшем было установлено, машина была темно-синего цвета. Эта ошибка в цветоощущении была обусловлена тем, что происшествие случилось в темное время суток, во время сильной грозы, и свидетели видели машину светло-серебристой (различали цвет машины) только в момент разряда молнии. Если человек выходит из освещенного в темное помещение или на неосвещенное открытое пространство, то в первый момент он вообще ничего не видит либо смутно улавливает силуэты больших предметов. Постепенно силуэты и смутные контуры становятся более четкими и начинают детализироваться в пространстве. В среднем процесс адаптации к темноте занимает около одного часа, при этом начальные 20—30 минут адаптации характеризуются значительной быстротой процесса. Если освещенность помещения не превышала 10 люксов, т. е. была достаточно умеренной, то процесс адаптации зрительного анализатора к темноте заканчивается примерно к 20-й минуте. Адаптация зрительного анализатора к свету, т. е. при выходе человека из темного в ярко освещенное помещение или на светлое открытое пространство, происходит очень быстро. В первые мгновения человек чувствует себя ослепленным и испытывает резь в глазах, однако почти сразу же вслед за этим дискомфорт исчезает, а окружающие предметы становятся четкими и хорошо видными. По времени процесс световой адаптации продолжается обычно 2—3 ми-нлты. Длительный характер темновой адаптации позволяет полиграфологу совместно с инициатором опроса приблизительно определить (в ходе следственного эксперимента), сколько времени находился обследуемый в темном помещении, успел ли он адаптироваться к этим условия или же он ориентировался в окружающей обстановке на ощупь. Как уже было отмечено выше, также важно принимать во внимание характер темновой адаптации при проведении полиграфной проверки и в отношении потерпевших (свидетелей). Так, авторам курса летом 2003 года пришлось проводить полиграфную проверку в отношении экспедитора одной из коммерческих организаций с целью выяснения истинности данных им показаний. Дело заключалось в следующем. Придя в офис, экспедитор, получил от ответственного работника фирмы крупную сумму денег в валюте, с которой он должен был вечером того же дня вылететь к деловым партнерам своей фирмы. Получив деньги, экспедитор как обычно один (без сопровождения!), отправился домой, чтобы скоротать время до вылета самолета. Экспедитор утверждал, что когда он около 14 часов дня зашел в подъезд своего дома, то на него было совершено нападение: один из нападавших ударил его по голове каким-то тяжелым предметом, затем его сбили с ног и вырвали из рук полиэтиленовый пакет с деньгами. После этого нападавшие выбежали из подъезда и скрылись. Экспедитор утверждал далее, что нападавших было двое и что один из них был похож на азиата. Этот нападавший, по словам экспедитора, был маленького роста, крепкого телосложения, одет в синюю рубашку с коротким рукавом и светло-синие джинсы. Также, со слов экспедитора, на голове у него была бандана. Экспедитор утверждал, что именно этот нападавший вырвал у него пакет с деньгами. Вначале расследование (частное расследование) пошло по стандартной схеме, т. е. по пути выделения и проверки на причастность к ограблению лиц, которые в тот день могли знать о том, что экспедитор уходит из офиса домой с большой суммой денег и сообщить об этом кому-либо (таких оказалось шесть человек). Специалисты приступили к их последовательной проверке. Сам экспедитор находился в это время в больнице с предварительным диагнозом «сотрясение мозга». Однако затем один из участников расследования обратил внимание на хорошую детализацию показаний экспедитора в части описания примет одного из нападавших, что бывает не так уж и часто. Побывав на месте происшествия, он установил, что в подъезде всегда очень слабое освещение (обычная лампочка накаливания мощностью 40 Вт на площадь около 23—25 м2). День осмотра подъезда был солнечным, и тогда специалист провел три последовательные пробы (он выходил на солнечное место и около 10 минут смотрел по сторонам, а затем быстро входил в подъезд и оглядывался вокруг). Оказалось, что в течение 25—30 с специалист вообще ничего не видел (нападение длилось не более 30 с). Это привело полиграфологов к мысли о том, что детализированные показания экспедитора являются ложными. Была подготовлена соответствующая проверочная тематика, и экспедитору, вышедшему к тому времени из больницы, предложили пройти обследование на полиграфе для того, чтобы окончательно «подтвердить» его непричастность к утрате денег. Результаты проверки подтвердили ложность данных экспедитором показаний. На этом работа полиграфологов была, собственно, закончена. Инициаторы проверки провели комплекс необходимых мероприятий и добились от экспедитора признательных показаний (выяснилось, что «ограбление» спланировал и организовал сам «потерпевший», а в роли «нападавших» выступали два его товарища по институтской скамье). При анализе фабулы дела, а также показаний потерпевших, подозреваемых и свидетелей следует помнить о том, что при разнице в интенсивности освещения ряда предметов адаптация зрительного анализатора скорее наступает по отношению к более освещенному предмету. В том случае, если показания связаны с восприятием картины устанавливаемого события через окно, то необходимо учитывать то обстоятельство, что даже в слабо освещенном помещении все предметы отчетливо видны с улицы в темное время суток. Напротив, в ясный солнечный день через окно обычно можно увидеть происходящее в помещении лишь прислонясь к окну и руками (или иным предметом) заслоняя поступление бокового света к точке наблюдения. Лица, дающие ложные показания, нередко забывают об этом обстоятельстве. Для изобличения лживости подобных показаний целесообразно провести следственный эксперимент или даже намекнуть на возможность его проведения. При анализе показаний полиграфолог также может столкнуться с вопросом о четком и ясном восприятии предметов, людей и событий на определенном расстоянии. В подобных случаях специалист имеет дело с пространственными (дистанционными) зрительными порогами. Когда некий предмет находится от человека на очень большом расстоянии, то изначально он виден лишь какое-то темное пятно. По мере того, как предмет приближается к человеку, последний начинает различать не только промежутки между предметами, но и контуры (формы) предметов. Выдающийся советский психолог Б. М. Теплов различает три пространственных порога, а именно: порог нерасчлененного видения предметов, порог раздельного видения предметов и порог узнавания формы предметов3. В обычный ясный день на открытом пространстве острота зрения является одинаковой и на солнце и в тени, поэтому заявления обследуемого о том, что он отчетливо не видел какой-либо предмет, т. к. находился в тени, являются безосновательными. Снижение остроты зрения в тени наступает только во время сумерек. При анализе фабулы дела иногда встает вопрос о том, какого цвета был тот или иной предмет (например тот или иной предмет одежды, сигнал светофора и т. д.). В том случае, если в показаниях очевидцев относительно цвета предмета, имеющего отношение к расследованию, обнаруживаются противоречия, то следует иметь в виду, что приблизительно 8—12 % мужчин имеют те или иные дефекты цветового зрения. Наиболее распространенным дефектом является красно-зеленая слепота. Страдающие этим дефектом не отличают красные оттенки от зеленых. Некоторые люди страдают ослабленным цветоразличением и способны дифференцировать цвета только в условиях яркого освещения. Следует отметить, что многие из людей, страдающих такого рода дефектами зрения, даже не догадываются об этом. Различные дефекты цветового зрения устанавливаются при помощи специальных таблиц, которые полезно иметь под рукой, особенно при опросе лиц, имеющих отношение к совершению дорожно-транспортных происшествий. Бывает и так, что обследуемые заявляют о том, что не видели какой-либо предмет, поскольку они страдают близорукостью, а в момент происшествия они были без очков. В этом случае для того, чтобы получить ориентировочное представление о характере зрения обследуемого, полиграфологу следует надеть очки противоположной диоптрии. Так, если обследуемый является близоруким и пользуется очками силой в «минус» три диоптрии, то полиграфологу с нормальным зрением нужно надеть очки силой «плюс» три диоптрии, т. е. очки для дальнозорких. Такое приблизительное представление об остроте зрения обследуемого помогает специалисту на основе собственного опыта оценить показания обследуемого. Если у специалиста возникает подозрение, что обследуемый симулирует близорукость или дальнозоркость, то он может попросить его надеть при свидетелях очки, которые соответствуют заявлению обследуемого о дефекте зрения. Тогда, если показания обследуемого являются правдивыми, очки корригируют дефект зрения, а если показания являются ложными, проба на чтение будет отрицательной. Интересные примеры такой симуляции приводит в своей книге Имре Кертэс: «В деле, по которому обвиняемый признался в убийстве по неосторожности, он утверждал, что, починив свое охотничье ружье, решил его попробовать и выстрелил без очков, не увидев при этом стоящую неподалеку свою жену. Как только на него надели очки в 9 диоптрии, соответствующие его показаниям, у него началось головокружение, он не мог прочитать предложенную ему статью и вскоре признался в ложности прежних показаний. Эксперт установил, что обвиняемый страдает близорукостью, но ему нужны очки только 1, 5 диоптрии и такая степень близорукости не могла препятствовать тому, чтобы в данных условиях освещения и при таком расстоянии можно было заметить человеческую фигуру. <...> Иногда обвиняемые симулируют близорукость или дальнозоркость и отказываются подписывать протокол допроса. В подобных случаях правильным методом опровержения таких показаний является также примерка обвиняемому требуемых очков и наряду с ними очков с вставленными простыми стеклами. Подобную тактику выбрал, например, следователь в отношении некоего И., заявившего на допросе, что обо всем он напишет сам, если ему дадут очки. Следователь взял в аптеке 11 пар различных очков, причем в одни из них, по его просьбе, были вставлены простые стекла. И., примерив все очки, в присутствии врача-окулиста заявил, что ему подходят только одни, это были очки с простыми стеклами. <...> После этого И. разъяснили, что выбранные им очки имеют простые стекла. Об этом был составлен протокол с участием эксперта — врача-окулиста. После этого И. отказался от симуляции. Интересно отметить, что И. раньше требовал, чтобы ему выдали очки, и продолжал предъявлять такие требования и после того, как судебно-медицинской экспертизой было установлено, что в очках он не нуждается и может читать и писать без очков. Однако в бесполезности симуляции его убедило лишь правильное тактическое мероприятие, «наглядно» показавшее ее бессмысленность»4. Важную роль в показаниях обследуемого лица имеют показания об«услышанном», т. е. та информация, которая неразрывно связана со слуховыми ощущениями. Как известно, стимулом для слухового анализатора являются звуковые волны (колебания воздуха). Звуковая волна характеризуется длиной (частотой), которая субъективно воспринимается как высота звука, и амплитудой, которая субъективно воспринимается как громкость звука. Орган слуха человека способен ощущать звуки в пределах 1—150 Дб по интенсивности и в пределах 15—20 000 Гц по частоте. В частности, человеческая речь обычно находится в зоне повышенной чувствительности, т. е. в диапазоне 500—3000 Гц. С возрастом слуховая чувствительность к высоким тонам снижается, а также возникают так называемые люки (слуховые пробелы), в которых звуки определенной высоты не ощущаются. При расследовании дела может возникнуть такая ситуация, что человек с парциальными дефектами слуха дает подробные показания, однако умалчивает об отдельных высоких звуках, о которых упоминают другие лица, проходящие по делу (звонки, крики, гудки и т. д.). В этом случае необходимо настоять на проведение судебно-медицинской экспертизы. Специалисту следует иметь в виду, что более высокие звуки по сравнению с более низкими звуками, имеющими такую же интенсивность, субъективно воспринимаются как более громкие. Например, когда человек заходит в помещение, в котором собралась разнополая компания, то, как правило, ему кажется, что в этом помещении больше женщин, чем мужчин, хотя это не соответствует действительности. Однако имеет место и другая закономерность, получившая название маскировки звука. Маскировка звука заключается в том, что низкие звуки затрудняют восприятие звуков более высоких. Так, если в помещении ведут беседу большое количество мужчин и мало женщин (скажем, одна-две женщины), то человек, находясь за окном или стеной помещения, может элементарно не услышать женских голосов и неумышленно давать показания не соответствующие действительности. Когда при анализе фабулы дела приходится анализировать, что услышал тот или иной человек, то кроме объективных характеристик, непосредственно интересующих следствие звуков, надо учитывать и тот звуковой фон, на котором эти звуки могли иметь место. Это имеет особенно большое значение при расследовании событий, произошедших в шумных помещениях, на транспорте, на оживленном открытом пространстве. Так, И. Кертэс приводит данные, что максимальное расстояние, на котором воспринимается речь, составляет в среднем: в тихой квартире — 118, 5 м, в тихом офисе — 37, 5 м, в шумном офисе — 12 м, в очень шумном офисе или многолюдном торговом центре — 3, 6 м, в трамвайном вагоне или автомобиле — 1, 2 м, в вагоне метро (Нью-Йорк) — 0, 37 метра5. Следует учитывать и то обстоятельство, что на субъективное чувство громкости того или иного звука влияет его объективная длительность: два звука идентичные по интенсивности, но разные по длительности, субъективно воспринимаются человеком как разные по громкости. Звук большей длительности всегда воспринимается и как более громкий. Когда в ходе расследования выясняется вопрос о слышимости в тех или иных условиях, то нужно уточнить, прислушивался человек специально, намеренно или услышал речь или иной звук совершенно случайно, непроизвольно. Также при проведении следственного эксперимента, направленного на выяснение того, действительно ли человек слышал тот или иной звук, имеющий отношение к расследованию, надо в той же обстановке, что и во время происшествия, предъявлять звуковые пробы и до и после ожидаемого обследуемым времени, чтобы человек не ожидал звука, т. е. исключить произвольный характер восприятия звука (например автомобильного гудка или выстрела, телефонного звонка или звонка в дверь и т. д.). Необходимо учитывать и повышение слуховых порогов у людей, отработавших в течение длительного времени на шумных производствах (скажем, в ткацком цеху, типографии, кузне, шахте, метрополитене и т. д.). Так, отмечает И. Кертэс, «показание, например, ткачихи, жертвы автомобильного происшествия, о том, что когда она выходила с работы, на нее наехала машина внутризаводского транспорта, не подавшая сигналов, подлежит тщательной проверке»6. Помимо слуховых ощущений, человек способен испытывать и так называемые вибрационные ощущения, которые также могут иметь отношение к расследованию того или иного происшествия. Так, например, глухой свидетель, проживающий рядом с полосой отчуждения (недалеко от железнодорожных путей), может сообщить, что ночное происшествие имело место в тот момент, когда мимо проходил именно товарный, а не пассажирский состав. Благодаря такой информации следствие получает возможность (исходя из расписания движения товарных составов на данном направлении) уточнить время происшествия. Иногда подозреваемые (обследуемые) симулируют глухоту. В этом случае в качестве экспресс-диагностики симуляции глухоты за спиной у обследуемого неожиданно бросают на пол тяжелый предмет. Глухой человек непременно отреагирует на это, поскольку у глухих чрезвычайно обострено ощущение вибрации, в то время как симулянт обязательно продемонстрирует отсутствие реакции. Тактильные ощущения отражают механические и температурные особенности предметов при прикосновении к ним. Различного рода воздействия при раздражении кожных рецепторов (рецепторов слизистой рта) способны вызывать ощущения прикосновения, боли, тепла, холода. Рецепторы прикосновения обладают чувствительностью только к механическим воздействиям — прикосновению и давлению. При этом наибольшей чувствительностью к таким стимулам обладают поверхности кончиков пальцев и языка. Ощущения прикосновения и давления обладают высокой разрешающей способностью, однако адаптация рецепторов также наступает очень быстро. Если у человека спросить, надеты ли у него в данный момент на руке часы, то он, как правило, обязательно посмотрит на свою руку, поскольку рецепторы прикосновения уже адаптированы к прикосновению ремешка наручных часов, и человек их попросту не ощущает. Карманные воры используют в своем ремесле то обстоятельство, что тактильное ощущение невысокой интенсивности ощущается по контрасту еще более слабым после воздействия сильного раздражителя. Именно поэтому они предпочитают совершать кражи в оживленных местах, где давка создается естественным путем или специально. Получив достаточно сильный толчок, потерпевший не замечает легкого прикосновения руки вора. Температурные рецепторы создают ощущения тепла или холода. При этом теплым предмет или воздействие (скажем, воздушный поток) ощущаются в том случае, если их температура является более высокой, чем температура человеческого тела в зоне воздействия. Ощущение же холода возникает в том случае, если предмет или воздействие имеют температуру более низкую, чем температура тела. При этом субъективная выраженность ощущений тепла и холода зависит также и от той скорости, с которой происходит теплообмен между телом и предметом. Так, из двух предметов одинаковой температуры, но разной теплопроводности более теплым или холодным обязательно покажется предмет с большим коэффициентом теплопроводности. Например, металлические ключи от квартиры, принесенные с мороза и вынутые из кожаной сумки, всегда будут казаться более холодными, чем сама сумка. Таким образом, температурные рецепторы отражают ощущения холода и тепла относительно температуры тела в зоне воздействия.Поэтому в некоторых случаях (например, если опрашиваемый вошел в теплое помещение с мороза, прикоснулся к лежащему на кровати человеку, но, не почувствовав охлаждения тела, подумал, что человек просто спит) специалист должен интересоваться погодными условиями, температурой в помещении, из которого выходил (в которое входил) обследуемый, как был одет обследуемый (были ли у него на руках перчатки), замерз ли он на улице и т. д. В том случае, если в показаниях зафиксировано, что при ощупывании тела или другого предмета не возникло ощущения тепла или холода, то температура предмета приблизительно совпадает с температурой тела ощупывающего человека. И. Кертэс в этой связи пишет, что «...серьезным изобличающим моментом являлись, например, по одному делу об отравлении показания мужа потерпевшей о том, что утром, когда он уходил на работу, поцеловал в лоб лежащую в постели жену и при этом не заметил, что она мертва. О смерти ее он заявил только вечером, когда пришел с работы и нашел ее в том же положении, в каком оставил утром. В заключении судебно-медицинского эксперта о времени наступления смерти указывалось на неправдоподобность показаний заявителя, потому что маловероятно, что муж, целуя жену утром, не заметил охлаждения тела. Возникшая на основе этой улики версия о причастности мужа к убийству подтвердилась в ходе дальнейшего расследования»7. При попадании различных пахучих веществ в газообразном состоянии в верхний отдел носоглотки возникают обонятельные ощущения. Человек способен различать большое количество запахов, однако чувствительность к запахам подвержена быстрой адаптации. Описание обонятельных ощущений имеют значение при расследовании дел о поджогах и отравлениях бытовым газом8. В таких случаях, анализируя показания потерпевших или подозреваемых, следует иметь в виду быструю адаптацию к запаху газа. В том случае, если газ наполнял помещение достаточно медленно, человек, находившийся в помещении, может и не почувствовать запаха, в то время как человеку, который входит в загазованное помещение, запах может показаться чрезвычайно резким. Следует помнить и о том, что спящий человек не ощущает запаха газа и не просыпается, поэтому большая концентрация газа в помещении обычно приводит к летальному исходу. Также следует учитывать и то обстоятельство, что при просачивании газа из соседнего помещения (через пол, стены), газ может терять запах, не утрачивая при этом свей отравляющей силы. При расследовании дел о поджогах (пожарах) специалисту следует внимательно знакомиться с результатами следственных экспериментов. Так, иногда может показаться, что ответственное лицо (вахтер, дежурный, охранник и т. д.) обязательно должно было ощущать запах гари и вовремя сигнализировать об этом. Однако грамотно проведенный следственный эксперимент может и опровергнуть такую точку зрения. Может оказаться, что в конкретных условиях движения воздуха в помещениях запах гари совершенно не чувствуется рядом с эпицентром пожара, а ощущается в далеких от него помещениях и зонах. При анализе показаний обследуемого о запахах горючих веществ также необходимо принимать во внимание особенности движения воздуха в помещениях (вентиляционные ходы и т. д.). Обонятельные ощущения обычно дополняются позитивными или негативными эмоциями, т. е. запахи приобретают характер приятных или неприятных (вплоть до тошнотворных). Особенно неприятный запах появляется при разложении трупа. В том случае, если в показаниях обследуемого, живущего рядом с малопроветриваемым помещением, в котором находилось разложившееся тело (допустим, в соседней комнате в коммунальной квартире), содержится утверждение, что он не ощущал неприятного запаха, то это обычно свидетельствует о ложности данных показаний. При анализе показаний, связанных с обонятельными ощущениями, следует учитывать и то обстоятельство, что чувствительность обонятельного анализатора резко снижается при заложенности носа (насморке), а также в том случае, если человек является заядлым курильщиком. При воздействии на рецепторную поверхность языка (так называемые вкусовые сосочки) различных химических агентов, растворенных в воде или слюне, возникают вкусовые ощущения. Разнообразные вкусовые ощущения базируются на комбинациях так называемых основных вкусов (сладкого, горького, кислого и соленого). При этом ощущение сладкого имеет максимальную выраженность на кончике языка, кислого — по краям языка, а горького — у его основания.Как правило, анализ вкусовых ощущений проводится при расследовании дел об отравлениях. В том случае, если покушение не удалось, но следствием точно установлено наличие в организме потерпевшего отравляющего вещества, то следует самым тщательным образом выяснить у потерпевшего обо всех его вкусовых ощущениях, которые могли иметь отношение к отравлению (что ел потерпевший до того, как плохо себя почувствовал, когда и где он ел, кто его кормил, не почувствовал ли потерпевший какого-либо неприятного или специфического вкуса и т. д.). При этом необходимо помнить о том, что даже крайне неприятные на вкус отравляющие вещества могут поступать в организм человека чрезвычайно малыми дозами и накапливаться там, и поэтому человек не ощущает их специфического вкуса. Может иметь место и явление компенсации вкуса, при котором специфический вкус отравляющего вещества может маскироваться другими вкусовыми ощущениями (например, вкусом алкоголя, крепкого кофе и т. д.). Поэтому по делам об отравлениях, «должны быть проверены все версии, возникающие по поводу места нахождения субъекта и средств преступления, даже в том случае, если показания потерпевшего о приятных вкусовых качествах принятой в данном месте или у данного субъекта пищи как будто исключают все подозрения»9.Следует также иметь в виду, что отравляющие вещества, которые имеют едкий или крайне неприятный вкус, а также неприятный запах, в большом количестве не могут попасть в организм человека незаметно для него самого. Если установлено, что в организме или выделениях оставшегося в живых потерпевшего обнаружено достаточно большое количество такого вещества, то это говорит о попытке самоубийства или о симуляции убийства. И. Кертэс приводит следующий пример неудавшейся попытки симуляции убийства при помощи отравляющего вещества, имеющего крайне неприятный вкус и запах: «...Судебно-медицинской экспертизой жидкости, изъятой при промывании желудка, было установлено, что принятый потерпевшей раствор никотина, не возымел своего действия лишь потому, что ее вырвало, прежде чем яд мог рассосаться в организме. На допросе потерпевшая рассказала, что перед тем, как ей стало плохо, она вместе со своим женихом пила чай, и высказала подозрение, что он хотел ее отравить. Следователь усомнился в достоверности такого показания, потому что данное количество яда не могло быть незаметно принято в стакане чая. Когда сказали об этом допрашиваемой, она призналась в симуляции самоубийства. Она решила напугать своего жениха, отказавшегося жениться на ней. Она сделала заварку из папирос, выпила, не зная, что доза смертельна. Рассказ о покушении жениха на ее жизнь она придумала перед допросом»10. Ощущение и восприятие представляют собой единство процессов, которые развиваются «снизу вверх», т. е. от момента воздействия энергии стимула на рецепторные поверхности органов чувств до возникновения целостного образа отражаемого предмета или явления. Под восприя- тием (перцепцией) понимают именно целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, а ощущения, в силу предметного характера восприятия, являются лишь компонентами этого комплексного отражения, а не самостоятельно существующими феноменами. Восприятие является синтетическим комплексом различных ощущений, однако определяющую роль играют зрительные и слуховые ощущения. При этом необходимо помнить, что процесс восприятия у человека всегда носит предметный характер. Говоря о предметном характере восприятия, имеют в виду то обстоятельство, что человек воспринимает именно конкретные предметы и явления окружающей действительности, а не синкретическую сумму отдельных звуковых, зрительных, тактильных и прочих ощущений. Поэтому специалист должен больше доверять таким показаниям обследуемого лица, в которых он можетописать отдельные частные признаки какого-либо предмета, а затем и опознать его. В том случае, если обследуемый не может уверенно назвать конкретные признаки предмета, но потом уверенно опознает сам предмет при его предъявлении, то это, скорее всего, свидетельствует о ложности даваемых показаний. На восприятие предметов и явлений оказывает влияние и перцептивная установка, которая может вести к искаженному восприятию. Ганс Гросс в руководстве для судебных следователей приводит следующий пример: «Допрашиваемый по делу о побеге из места заключения надзиратель показал, что преступник бежал во время прогулки и набросился на него с ножом в руках. Следствием было установлено, что в руках у преступника в действительности был не нож, а селедка»11. При расспросе обследуемого следует также уделять внимание явлению зрительной иррадиации, которая заключается в том, что белые объекты на черном фоне субъективно воспринимаются как большие по размеру, по сравнению с одинаковыми с ними предметами черного цвета на белом фоне. Так, человек, который одет в костюм белого цвета, обычно кажется более рослым, чем тот же человек, одетый в темную одежду, а размер драгоценного камня или жемчужины воспринимается преувеличенно на фоне черного галстука или платья. Вообще следует крайне тщательно относится к показаниям обследуемых лиц, которые связаны с восприятием пространственных отношений и размеров увиденного в момент совершения преступления. В том случае, если в показаниях содержится описание слуховых восприятий (с какого расстояния или направления человек что-либо слышал, что именно человек слышал и т. д.), то следует учитывать тот факт, что подавляющее большинство людей лучше локализуют звуки, идущие справа от них, чем доносящиеся слева12. Однако эти данные получены в идеальных лабораторных условиях, а в реальных обстоятельствах на локализацию звука оказывают влияние множество условий, связанных с рельефом, интерьером и т. д. Это приводит к тому, что в городских кварталах и горных местностях человек, как правило, локализует звук не как идущий от реального источника, а как идущий со стороны звукоотражающей преграды. Поэтому для перепроверки показаний целесообразно проводить следственный эксперимент, направленный на точную локализацию источника звука в данных условиях Так, при расследовании убийства женщины «требовалось установить точное время совершения преступления. Один свидетель заявил, что он слышал крик женщины в лесу ночью, и точно назвал время, но показал совсем на противоположную сторону, чем та, где был найден труп. Произведенным следственным экспериментом было установлено, что на месте, указанном свидетелем, где он слышал крик, высокий голос женщины с места, где был найден труп, слышится с противоположного от источника направления. Впоследствии подтвердилось показание свидетеля относительно времени восприятия крика, что явилось важным доказательством по делу»13. Также установлен тот факт, что локализация низких звуков производится точнее, чем локализация высоких. При анализе показаний обследуемого о звуковых восприятиях следует учитывать и положение тела воспринимающего в интересующий следствие момент, поскольку лежачее положение тела (кроме лежания на животе) искажает точную локализацию звука. Поэтому специалист должен поинтересоваться, в какой позе находился обследуемый в момент восприятия интересующей следствие звуковой информации (лежал ли он в постели, в какой позе он загорал на пляже или отдыхал на опушке леса и т. д.). При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что ошибка в показаниях относительно точной локализации источника звука может быть обусловлена также тем, что человек субъективно «смещает» источник звука к тому предмету, который мог бы вызвать данный звук. Это явление впервые описал известный советский психолог С. Л. Рубинштейн: он заметил, что если, находясь в зале заседаний, он смотрел на динамик, то воспринимал речь докладчика, как идущую из динамика. Однако если он смотрел прямо на докладчика, то источник звуков речи точно локализовался на том месте, откуда выступал докладчик14. Поэтому человек может допустить ошибку, приписав какой-либо звук соответствующему объекту, находящемуся в поле зрения (например автомобилю, двигающемуся по шоссе), в то время как объективно звук может исходить от объекта, находящегося вне поля зрения (автомобиля, припаркованного в перелеске). При проведении расследований приходится также выяснять вопросы, связанные с восприятием времени. Для того, чтобы установить есть ли у человека алиби или его нет, обязательно выясняют вопросы о том, когда имело место то или иное событие или действие, сколько времени оно длилось и т. д. Восприятие времени, которое интересует следствие, может относиться как к длительным промежуткам (годы, месяцы, дни недели), так и к очень коротким, таким как минуты и секунды. Согласно К. А. Скворцову, восприятие времени осуществляется тремя возможными способами, а именно путем хронометрии, путем хроногнозии и путем хронологии15. Что имеется в виду? Под хронометрией понимают восприятие времени, опосредствованное специальными приборами для его измерения (часы, секундомер, таймер и т. д.). Под хроногнозией подразумевается прямое непосредственное ощущение длительности события. Хронология представляет собой переживание времени, опосредствованное природными явлениями (время года, ночь, день и т. д.) и общественно обусловленными ориентирами (выходные, государственные и религиозные праздники и т. д.). В том случае, если для следствия важно уточнить показания о времени устанавливаемого события, то целесообразно определить, при помощи какого способа восприятия времени они базируются. При этом очень важно использовать возможность уточнения одного пути временного восприятия другим. Например, если обследуемый показывает, что кто-либо провел у него дома весь вечер и ночь, то следует поинтересоваться, что происходило до прихода и ухода интересующего следствие лица, смотрел ли обследуемый на часы, что в это время передавали по телевидению или радио, не звонил ли кто-нибудь по телефону в это время и т. д. В том случае, если обследуемый дает показания о временных рамках того или иного события, которое происходило во время того, как он спал, то это может привести к серьезным ошибкам, поскольку ориентировка во времени в состоянии сна или дремы существенно нарушается. Очень часто человек не в состоянии ответить, сколько времени он спал или когда точно он проснулся. Вообще, специалист должен всячески помогать добросовестному свидетелю точнее определять временные интервалы и пункты. Хорошим методическим приемом является в таких случаях направленный детальный анализ временной последовательности событий, т. е. членение целого временного интервала на его элементы, определить длительность которых значительно легче. При этом важно определить начальную и конечные точки отсчета временного интервала. Так, если «допрашиваемый заявляет, что встреча, которая нас интересует, состоялась днем, но в котором часу, точно не помнит, следователь может помочь ему определить время путем анализа следующим образом. Он предлагает допрашиваемому составить соответствующий «расчет» времени с того последнего момента, время которого ему точно известно, до момента, время которого он желает установить. Допрашиваемый, например, помнит, что ушел из дому примерно в половине одиннадцатого и сразу пошел в универмаг, но тот оказался еще закрытым. Подождал до открытия. Ровно в 11 зашел узнать, получены ли холодильники. Их не оказалось, и он ушел. На это потребовалось примерно 5 минут. Из универмага он пошел в библиотеку. На дорогу потратил 20 минут. В библиотеке сдал книги, полученные по абонементу, и взял несколько новых. На это потребовалось примерно полчаса. Потом сидел в сквере и читал одну из взятых в библиотеке книг. Читал примерно час. После этого пошел в столовую, на дорогу ушло 5 минут. У кассы в очереди стоял 10 минут, за столом ждал примерно 20—25 минут, ел 10—15 минут. Вышел из столовой и встретился с интересующим нас лицом. Значит, после 11 час.прошло5+ 20 + 30 +60+ 5+ 10 + 20-25 + 10-15мин., т. е.всего 165—175мин., и встреча состоялась примерно в 13 час. 45 мин. — 13 час. 55 мин.16 Вообще, опытные полиграфологи при анализе материалов дела и в ходе предтестовой беседы уделяют пристальное внимание установлению временных «точек отсчета», поскольку они являются опорными, так сказать, «красными пунктами», которые связаны с восприятием временных рамок устанавливаемого события. Эти «точки отсчета» играют важную роль в выборе тактики предтестовой беседы с обследуемым лицом. Случается и так, что рационально мыслящий человек, который «добросовестно» готовится к совершению преступления, заранее пытается обеспечить себе алиби, намеренно под каким-либо предлогом встречаясь незадолго до совершения преступления и после него с лицом, которое находится вне всяких подозрений. Это весьма излюбленный прием при совершении хорошо продуманных преступлений. В этом случае преступник надеется на то, что порядочный человек не за~-помнит точное время встречи, а будет свидетельствовать лишь о самом факте встречи, давая фактически нужные преступнику показания. Такой преступник, например, «рассказывает, о том, что он вместе ужинал с гр-ном А. в тот вечер, когда было совершено преступление. Вызванный на допрос в качестве свидетеля А. подтверждает это. Если свидетель добросовестный, то иногда ему достаточно задать вопрос о точке отсчета времени в форме, например: " Вы точно помните, что ужин состоялся на прошлой неделе, именно во вторник, а не в понедельник или среду, или в другие дни? " — и свидетель сам приходит к выводу об ошибочности показания. В одном случае, например, свидетель утверждал, что он был вместе с обвиняемым 23-го. Когда ему задали дополнительный вопрос, выяснилось, что 23-го был понедельник, а по понедельникам он вечерами всегда занят, и с обвиняемым он был не в понедельник, а во вторник»17. При выборе точек отсчета необходимо учитывать образ жизни, привычки, интересы и пристрастия обследуемого. Так, студенты хорошо запоминают моменты, связанные с учебным процессом (важными семинарами, лекциями, «лабами», зачетами и экзаменами). У дачников и сельских жителей обычно повышен интерес к тем временным отрезкам, которые связаны с проведением на приусадебном участке или на рабочем месте сельскохозяйственных работ. У хоккейного или футбольного болельщика точно так же обстоит дело с датами важных спортивных событий. У филателиста или нумизмата в качестве точки отсчета может выступить дата покупки или обмена какого-либо коллекционного материала, а у молодого человека, озабоченного устройством личной жизни, точкой отсчета может выступить время свидания с понравившейся девушкой и т. д. Религиозный же человек может соотносить событие, интересующее следствие, с датой того или иного религиозного праздника и т. д. Например, «по делу об убийстве 3. свидетель-тракторист А. сообщил, что он видел, когда П. и еще некоторые мужчины стояли в комнате 3., кричали на нее, вывели на улицу и повели куда-то в сторону сельсовета. На вопрос, " когда же произошел этот случай", свидетель ответил: " Это было осенью перед религиозным праздником «Михаила», более точно я назвать дату не могу"»18. При работе с лицами, имеющими невысокий интеллектуально-образовательный уровень, полезно предоставлять в качестве эталона для сравнения интересующего следствие временного интервала временной интервал, хорошо известный такому лицу по его повседневной деятельности. Так, домработнице или домохозяйке, которые являются свидетелями по тому или иному делу, весьма полезно задавать вопросы наподобие: хватило бы времени, в течение которого произошло устанавливаемое событие, для того, скажем, чтобы почистить картошку, приготовить салат, постирать белье в стиральной машине и т. д. Очень часто при анализе показаний обследуемого лица возникает необходимость учета особенностей восприятия речи. Здесь важно помнить о том, что восприятие речи и ее понимание неразрывно связаны между собой, поскольку человек, воспринимая речь, не просто улавливает некий комплекс звуков, а воспринимает мысли, выраженные в ней. Поэтому, принимая во внимание показания лица, в которых он воспроизводит содержание беседы на плохо знакомом ему языке, следует с большой осторожностью подходить к предоставляемой информации. В случае, если обследуемый заявляет, что слышал нечто на незнакомом ему языке и при этом уловил некоторые слова и фразы, такие показания следует воспринимать как лжесвидетельство, направленное на то, чтобы ввести следствие в заблуждение. В анализе такого рода показаний добросовестного свидетеля необходимо учитывать интонационную составляющую. Например, обследуемый может рассказать о том, что «в соседней комнате разговаривали двое мужчин и, что один из них угрожал и ругался, а второй вроде бы оправдывался». Таким показаниям можно верить, даже если свидетель не знает языка, на котором говорили лица, интересующие следствие. Важно также помнить, что расстояние, с которого может быть воспринята речь, зависит от многих факторов, а именно: от степени знакомства с языком, от возраста свидетеля, от особенностей артикуляции говорящего и т. д. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что речь на родном языке воспринимается на большем расстоянии. Также гораздо отчетливее воспринимается речь хорошо знакомого человека. Однако определяющее значение в данном случае имеет возраст свидетеля, поскольку он решающим образом влияет на состояние органа слуха. Так, по данным Бецолда, люди в возрасте старше 50 лет не способны воспринимать обычную речь на расстоянии уже 16 м, в то время как около 50% людей в возрасте до 18 лет воспринимали ее на расстоянии около 20 м. Следует иметь в виду, что одновременно воспринимать большое количество предметов, явлений и событий окружающей действительности человек не в состоянии. Поэтому вольно или невольно человек выделяет лишь ограниченное число окружающих его объектов, которые воспринимаются или представляются (на базе прошлых восприятий) наиболее ясно и отчетливо, т. е. попадают в фокус сознания или поле вниманияПод вниманием обычно понимают направленность, отчетливость и углубленность сознания по отношению к определенным объектам или определенной деятельности при относительной отвлеченности от всего остального При анализе фабулы дела и в ходе предтестовой беседы могут возникать вопросы, направленные на выяснение того, мог ли обследуемый действительно не заметить того или иного предмета или события, интересующего следствие, или же он умышленно дает ложные показания, умалчивая о каких-либо известных ему фактах. Поэтому знание специалистом основных закономерностей процесса внимания, т. е. наиболее отчетливого и ясного восприятия определенных предметов и явлений, имеет большое значение с точки зрения оценки истинности данных показаний со стороны свидетелей и подозреваемых. Хорошо известно, что психическая активность человека характеризуется своей избирательностью, при этом избирательность определяется тем, что имеет в данный момент для личности максимальную субъективную значимость, т. е. находится в зоне действия ведущего мотива. К. Д. Ушинский писал, что внимание «есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»™. Тот факт, что процесс внимания, как правило, «запускается» ведущим в данный момент мотивом, определяет и возможные различия в показаниях очевидцев или участников устанавливаемого события. Для правильной постановки вопросов специалисту следует в общих чертах установить сферу интересов и имеющих значение для данного человека фактов. Так, если необходимо выяснить, был ли обследуемый в определенной квартире или в определенном районе, то вопросы нужно составлять так, чтобы они затрагивали обследуемого, т. е. имели для него значимость. Если, скажем, для подтверждения факта посещения конкретной квартиры обследуемому задаются вопросы, относящиеся к таким частным признакам обстановки, которые не являются для него значимыми (например вопрос о цвете обоев в гостиной; кстати, попробуйте сейчас вспомнить цвет обоев в какой-либо малознакомой квартире, в которой вы недавно побывали), то он может и не ответить на них. Однако это никоим образом не должно служить основанием для вывода о том, что обследуемый не был на этой квартире. В таких случаях специалисту следует уходить от излишней детализации в своих вопросах и попросить обследуемого самому перечислить все то, что привлекло его внимание в интересующем следствие месте. Когда говорят о внимании, то всегда различают непроизвольное и произвольное внимание. Под непроизвольным (непреднамеренным) вниманием понимают процесс, обеспечивающий наиболее отчетливое и ясное восприятие каких-либо предметов и явлений, обусловленное экзогенными (внешними) факторами, т. е. свойствами самих предметов и явлений (яркий цвет предмета, громкий звук, неприятный запах и т. д.), а не целенаправленным волевым усилием субъекта восприятия. Особенно сильно внимание человека притягивают к себе предметы и события, контрастирующие с общим фоном (принцип «белой вороны»). Так, без сомнения привлечет к себе внимание единственная женщина в мужской компании или человек в штатском среди людей, одетых в униформу. Точно так же внимание всех людей, случайно находящихся в буфете, скажем, Большого театра, будет обязательно привлечено к безобразной выходке хамоватого посетителя у буфетной стойки, а не к тому, что в этот момент один малоприметный господин встал из-за своего столика и покинул помещение буфета. Как правило, внимание человека непроизвольно останавливается на изменениях в привычной обстановке, поэтому для уяснения вопроса о том, что пропало из того или иного помещения или что поменялось в обстановке, следует в первую очередь опрашивать людей лучше всего знакомых с предметным наполнением этого помещения. Также непроизвольное внимание способны активизировать предметы и события, которые связаны с ведущими потребностями человека, его чувствами, профессиональной деятельностью, интересами и т. д. Так, страстный автомобилист — любитель эксклюзива на авторынке, в отличие от человека, совершенно не интересующегося автомобилями, проходя мимо редкой модели, обязательно автоматически обратит на нее свое внимание и запомнит массу тонких деталей. Если же спросить о частных признаках такого автомобиля индифферентного человека, то, кроме сообщения о цвете, от него очень трудно будет чего-либо добиться. Поскольку свидетелю обычно бросаются в глаза наиболее яркие, необычные, контрастирующие с окружающей обстановкой предметы и события, то в беседе с обследуемым необходимо, в первую очередь, задавать вопросы, связанные именно с такими яркими, а не второстепенными частными признаками предметов и явлений. Так, если для следствия представляет интерес установление того факта, видел ли ранее обследуемый определенного человека или нет, то необходимо задавать обследуемому вопросы, в которых содержатся лишь самые броские признаки интересующего следствие лица. Например, в идеальных случаях — необычный цвет волос или их отсутствие -
необычайная худоба или, напротив, выраженное ожирение, уродство или иной видимый физический дефект (особенность), необычная одежда, дефекты речи, странности в поведении и т. д. Вообще, говоря о предметах и событиях, которые у большинства людей вызывают чувство отвращения или ужаса, нужно отметить, что все же некоторые склонны с большим интересом наблюдать за ними. Такие зрелища просто приковывают их внимание. Другой же сорт людей просто не в состоянии наблюдать такого рода предметы или события. Следует иметь в виду, что при обсуждении подобных тем с натурами излишне чувствительными и эмоционально неустойчивыми наряду с детализацией вопросов необходимо также проявлять и максимальную деликатность. Под произвольным (преднамеренным) вниманием понимают процесс, обеспечивающий наиболее отчетливое и ясное восприятие каких-либо предметов и явлений, характеризующееся повышенной устойчивостью и обусловленное целенаправленным волевым усилием субъекта восприятия и деятельности. С произвольным характером процесса связан вопрос о возможностях распределения внимания, т. е. с вопросом о том, можно ли при концентрации внимания на выполнении одной деятельности одновременно с этим наблюдать зачем-либо иным или осуществлять еще какую-либо деятельность? В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что одновременно осуществлять два вида работ (две деятельности), требующих полной или высокой концентрации внимания, невозможно. Одновременное выполнение нескольких действий возможно лишь в том случае, если хотя бы одно из действий носит достаточно автоматизированный характер и не требует полной концентрации внимания. Так, например, хорошая домохозяйка может одновременно разговаривать по телефону и готовить хорошо знакомое блюдо, а опытный водитель способен вести содержательный разговор с пассажиром и одновременно управлять автомобилем в сложных условиях движения. Тем не менее, длительное распределение внимания, если одна деятельность не является полностью автоматизированной (т. е. требует привлечения внимания), встречается достаточно редко. Например, «не может быть правдивым показание о выслушанном состоявшемся у соседнего стола длительном разговоре того лица, которое само активно участвовало в другом разговоре, состоявшемся у его стола»20. Вообще, восприятия, связанные с распределением внимания между основной и «попутной» деятельностью, являются содержательными только по отношению к обстоятельствам, связанным с осуществлением основной деятельности. Воспоминания о фактах, которые были восприняты «попутно», отличаются поверхностностью, отсутствием существенных деталей, общей скудностью. Продукты такого «побочного» восприятия отличаются неточностью и очень быстро забываются. Так, в экспериментах А. С. Новомейского испытуемым в первой серии в течение тридцати секунд предъявлялась репродукция сюжетной картины одного из советских художников с инструкцией, как можно точнее запомнить содержание картины и приметы людей, изображенных на ней. Выяснилось, что испытуемые, получив ясную целевую установку и не отвлекаясь ни на что постороннее, весьма точно воспроизводили частные признаки сюжета картины. В другой серии опытов та же самая репродукция предъявлялась с той же самой инструкцией, однако испытуемые в течение всего периода экспозиции репродукции должны были выслушивать и точно решать арифметические задачки. Оказалось, что в этом случае у испытуемых сохранились лишь самые смутные воспоминания о частных признаках изображения. Имеется определенная связь между степенью концентрации внимания и аффективной сферой. Случается, что все внимание человека бывает «поглощено» сильными эмоциями, чувствами или мыслями. При этом внимание к окружающей действительности блокируется, что приводит к тому, что впоследствии человек ничего не может вспомнить о том, что происходило в определенный промежуток времени, поскольку у него нет материала для воспоминаний — ведь человек ничего не воспринял. При совершении преступления в состоянии аффекта искренние показания обычно содержат в себе очень точное детализированное описание событий, которые предшествовали совершению преступления, однако по мере приближения к самому моменту совершения преступления точность описания событий резко снижается, они становятся поверхностными, бедными, чт
|