![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию. Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для нее характерно значительное число товаропроизводителей, однако каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой. Признаки: • в отрасли действует много фирм; • все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая из них реализует продукт, отличный от товаров других фирм; • производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты; • каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка; • ограниченный контроль над ценами; • невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен; • отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли; • самостоятельность фирм в определении своей структуры; В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий. Неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Первый — равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек (неполная загруженность производственных мощностей). Это ухудшает материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров. Однако можно выделить следующие положительные черты монополистической конкуренции: • дифференциация продукта; • улучшение продукта с течением времени; • незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти; • возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.
|