![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Олигополия. Олигополия (греч. oligos — немногий, poleo — продать) – рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Олигополия (греч. oligos — немногий, poleo — продать) – рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты. Количество субъектов олигополии может быть разным: от 2 до 24 продавцов. Выделяют следующие причины становления олигополии: • владение патентами и контроль над сырьем; • поглощение слабых фирм более сильными; • научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба. • наличие нескольких фирм, незначительное число производителей; • наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (эффект масштаба, патенты, владение сырьем); • взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики; Олигополия в большей степени распространена в обрабатывающей, добывающей, химической, машиностроительной и металлообрабатывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для отрасли самолетостроения и оптовой торговли. К числу олигополистических структур также относятся рынки табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Олигополия при определении цены и объема производства учитывает не только поведение потребителей (как это делается при других рыночных структурах), но и реакцию своих конкурентов. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Особенно четко она проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов: • ценовая конкуренция; • тайный сговор о цене; • лидерство в ценах - повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке; • ценовая накидка - прибавляется к средним общим издержкам производства. Накидка обеспечивает получение прибыли. Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты: • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений; • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса. более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм благодаря эффекту масштаба. • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, что снижает уровень удовлетворения потребностей людей; • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств.
Литература: Плотницкий Экономическая теория.
|