Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Непрерывное (постоянное) улучшение
Необходимо осуществлять постоянное улучшение качества всех процессов, приводящих к улучшению качества выходного продукта. Непрерывное улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии качества. Улучшение качества может быть двух типов (рис. 2.24): • крупные; • серия мелких постоянных. Рис. 2.24. Система KAIZEN и KAIRYO Крупные улучшения предполагают единовременную кардинальную реорганизацию процесса и требуют больших инвестиций. Крупное улучшение качества связано с применением принципиально новых технологий, примером которых могут быть технологии при переходе от электронных ламп к полупроводникам, а затем — к интегральным схемам. Улучшения такого рода японцы называют Кайрио (KAIRYO), и они характерны для западного образа мышления. Система улучшения Кайрио характеризуется следующими особенностями: • не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции • только несколько специалистов вовлечены в систему улучшения; • необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий; • подход используется для решения только поставленных целей. При мелких улучшениях эффект отдельного шага очень мал, но большая серия таких повсеместных и постоянных улучшений дает эффект, вполне соизмеримый с тем, который обеспечивается улучшениями первого типа, но при значительно меньших инвестициях. Этот подход характерен для японского менеджмента. Систему улучшения такого рода японцы называют Кайзен (KAIZEN). Система улучшения KAIZEN характеризуется следующими особенностями: • требуются большие усилия людей и незначительные инвестиции; • все вовлечены в систему улучшения; • необходимо большое число мелких шагов; • система выполнена как философский подход, соответствующий философии TQM. 3.5. Связь TQM с другими направлениями менеджментом Схематически пути развития общего менеджмента и менеджмента качества представлены на рис. 10, которые первоначально совпадали, а начиная с 20-х и по 80-е гг. XX в. разошлись, однако в настоящее время и на обозримую перспективу, со всей очевидностью, сближаются на основе сращивания МВО (Управления по целям) и MBQ (Менеджмента на основе качества). Сегодня предприятия, не продвинутые в области менеджмента качества, не могут рассчитывать на серьезный успех в бизнесе, конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции, реализации товаров и услуг.
Следует отметить, что если TQC представляет собой управление качеством с целью выполнения требований, то TQM — это еще и управление целями и самими требованиями, а также обеспечение качества как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции, товара или услуги. Концепция TQM предусматривает " всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Концепция TQM носит междисциплинарный характер. Это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации" [40, с. 348]. Эта концепция позволяет дать широкое толкование качества (рис. 11). Рис. 11. Широкое понимание всеобщего управления качеством Всеобщее управление качеством — не теоретическая дисциплина, а конкретная технология руководства всеми процессами повышения качества. Концепция TQM реализуется на предприятии благодаря применению комплекса приемов и средств (табл. 5) [40]. Таблица 5 - Приемы и средства, применяемые в TQM
Методология TQM включает в себя методы решения проблем качества и управления им. Для предприятий, использующих TQM, характерны высокое качество и конкурентоспособность, командный дух в организации, справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма, высокие моральные, этические и руководящие принципы в организации, плоская оргструктура с процессным и проектным стилями управления, эффективный менеджмент. Преимущества внедрения концепции TQM следующие: • повышение качества и конкурентоспособности; • рост степени удовлетворенности потребителей продукцией, товарами и услугами; • улучшение имиджа фирмы; • обеспечение финансово-экономической устойчивости предприятия; • рациональное использование всех видов ресурсов; • внедрение достижений НТП; • повышение качества управленческих решений и технико-экономических показателей деятельности предприятия. Преимущества фирмы, внедрившей принципы концепции TQM, приведены в табл. 6. Таблица 6 -Преимущества фирмы, внедрившей концепцию TQM
4. Статистические методы управления качеством
|