Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм формирования цены равновесия
Цена равновесия на каждый товар устанавливается не сразу, а в результате цикла последовательно сокращающихся отклонений рыночных цен вокруг равновесного уровня, что представлено на рис. 24. Цена Р1 Р3 Р0 Р4 Р2
0 Время Рис. 24. Цикличность рыночного ценообразования
В экономической теории существуют три модели, иллюстрирующие механизм формирования цены равновесия: 1) Модель А.Маршалла; 2) Модель Л.Вальраса; 3) Паутиноообразная модель Суть указанных моделей сводится к следующему. При любой цене, превышающей равновесный уровень, величина предложения оказывается больше величины спроса. В результате чего на рынке формируется избыток товара по сравнению с общественными потребностями. Этот избыток вызывает конкуренцию продавцов, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены как результат этой конкуренции сокращает предложение товара и одновременно побуждает потребителей покупать его в большем количестве. В результате чего избыток исчезает. При любой цене ниже равновесного уровня, величина спроса оказывается больше величины предложения. В результате чего на рынке формируется дефицит товара. Этот дефицит вызывает конкуренцию потребителей, стремящихся купить товар по более высокой цене. Предлагаемые конкурирующими потребителями надбавки к цене, будут заставлять производителей увеличивать предложение, а потребителей скупать весь имеющийся товар. В результате чего дефицит исчезает. Таким образом, совершая ряд последовательных циклов отклонения от равновесного уровня, спрос и предложение через конкуренцию между продавцами и покупателями приводят к установлению на товар цены равновесия.
|