Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерный порядок выполнения заданий контрольной работы.
Теоретический вопрос № 1. Понятие экономики. Структура экономической науки. Предмет и функции экономической теории. Основные экономические проблемы в Республике Беларусь. При изложении вопроса необходимо: - раскрыть основные подходы к определению понятия экономики как: области деятельности людей, совокупности производственных отношений, народного хозяйства конкретной страны, научной дисциплины; - охарактеризовать структуру экономической науки как совокупности фундаментальных (общих) и прикладных (частных) наук, определить задачи каждой группы; - изучить три подхода к определению предмета экономической теории: 1) разрешение вопросов: что производить, как, сколько и для кого; 2) выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования; 3) изучение законов развития экономических процессов; - охарактеризовать основные функции экономической теории: познавательную, теоретическую (мировоззренческую), критическую, прогностическую, практическую и др.; - раскрыть основные экономические проблемы, характерные для настоящего этапа развития Беларуси: ограниченность производственных ресурсов, низкий уровень доходов населения, инфляция, интеграция в мировое хозяйство и т. д. Теоретический вопрос № 2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие. Кривая совокупного предложения и ее изменения. Взаимосвязь совокупного предложения и производственных затрат. Динамика производства важнейших видов продукции в Республике Беларусь за последние годы. Отвечая на данный вопрос, следует: - дать определение понятия совокупного предложения; - привести основные показатели совокупного предложения: реальный объем производства и уровень цен в экономике; - проанализировать влияние неценовых факторов совокупного предложения: изменения цен на ресурсы, производительности и правовых норм. - изобразить кривую совокупного предложения, состоящую из трех участков: I – горизонтального (кейнсианского), II – промежуточного и III – вертикального (классического); - объяснить взаимосвязь совокупного предложения и производственных затрат, определяющую рост совокупного предложения при уменьшении издержек на единицу продукции; - привести статистические данные о динамике производства важнейших видов продукции в Республике Беларусь за последние годы примерно по следующей форме: Таблица 3 – Динамика производства важнейших видов продукции в Республике Беларусь за последние годы*
* Объем и индексы промышленного производства // Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/industry1.php. – Дата доступа: 10.08.2012.
- провести анализ статистических данных таблицы по общепринятым нормам: выявить ряды с положительной и с отрицательной динамикой, определить наиболее значимые причины роста или снижения объемов производства важнейших видов продукции. Также желательно рассчитать темпы роста, прироста (снижения) изучаемых показателей. Задача 1. В соответствии с классической моделью равновесного производства рассчитайте уровень средней цен, если совокупный выпуск страны составляет 500 000 единиц (Q), количество обращающихся денег – 1 млн. ден. ед. (М), а скорость их обращения равна 4 (V). Решение.Используем уравнение Фишера: MV = PQ где М – величина денежной массы, находящейся в обращении; V – средняя скорость обращения денежной единицы; Р – уровень цен; Q – реальный объем национального продукта. Следовательно, средний уровень цен P = MV/Q. Подставив данные, получим P = 1 000 000 ∙ 4 / 500 000 = 8 ден. ед. Ответ: Средний уровень цен равен 8 ден. ед. Задача 2. Функция потребления имеет вид где С – совокупное потребление, DI – располагаемый доход. По данным таблицы рассчитайте C, S, APC, APS, MPC, MPS. При каком уровне дохода появляется возможность сделать сбережения?
Р е ш е н и е. Следует дать определения всем экономическим категориям, которые необходимо рассчитать в данной задаче и привести все необходимые формулы для расчёта данных показателей. Совокупное потребление (С) – это суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Совокупное сбережение (S) – это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т. е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем. Основным фактором, оказывающим влияние на уровень совокупного потребления С и совокупного сбережения S, является доход населения. Располагаемый доход DI (доход после уплаты налогов) распадается на потребление и сбережение: DI = C + I; C = DI – S; S = DI – C. Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению АРС, доля дохода, которая сберегается, – средней склонностью к сбережению APS: АРС = C/DI; APS = S/DI. Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице: АРС + APS = 1. С изменением дохода доли потребления и сбережений меняются. С экономической точки зрения важно знать величину их изменений (предельную величину) в ответ на изменения в доходе. Изменение величины потребления вследствие изменения в доходе называется предельной склонностью к потреблению (МРС): МРС = Δ С /Δ DI. Предельная склонность к сбережениям MPS – это изменение величины сбережений в силу изменений, происходящих в доходе: MPS = Δ S /Δ DI; MPC + MPS = 1. В целом можно сказать, что функция сбережения является производной от функции потребления и выражает зависимость сбережений от располагаемого дохода населения в их динамике. Заполнив таблицу, используя вышеперечисленные формулы, получим:
При уровне дохода выше 1000 ден. ед. появляется возможность делать сбережения.
ЗАДАНИЯ ПО ВАРИАНТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
|