Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные задачи разработки финансовой структуры
Разработка финансовой структуры требует глубоко знания бизнеса и готовности взглянуть на компанию «открытыми глазами». Для формирования финансовой структуры нужно: · Определить структуру бизнеса. · Выделить ключевые процессы. · Определить границы инвестиционной деятельности. · Определить активы. · Определить структуру прибыли. · Определить взаимоотношения подразделений. · Выявить основные управленческие связи. Определите структуру бизнеса Для выделения направлений бизнеса необходимо рассмотреть клиентскую базу, продукты и услуги компании. Вот характерные признаки различных направлений бизнеса: · Различные группы продукции продаются разным группам клиентов; · По различным группам продукции у компании - разные конкуренты; · Для производства различных групп продукции или услуг используются принципиально отличающиеся технологии и ресурсы. Выделите ключевые процессы Достаточно выделить процессы верхнего уровня, чтобы прояснить структуру деятельности компании и связать центры ответственности с ключевыми процессами. Определите границы инвестиционной деятельности Активы Подходы к определению прибыли, и способы ее структурирования влияют на формирование финансовой структуры. Маржинальная прибыль служит показателем эффективности основных производственных процессов. При ее расчете учитываются условно-переменные затраты, складывающиеся преимущественно из сдельной заработной платы и стоимости сырья и материалов. Операционная прибыль характеризует производственную деятельность в целом. В ней учитываются условно-постоянные расходы на зарплату производственного персонала, содержание производственных помещений, обслуживание производственного оборудования и т.п. Контролируемый вклад в прибыль – это финансовый результат корпорации. При его расчете учитываются все расходы, которые контролирует руководство завода. Кроме перечисленных выше сюда входят расходы на содержание аппарата управления и хозяйственное обеспечение. Общая прибыль определяется с учетом той доли расходов корпорации, которая вменяется вышестоящим руководством данной бизнес-единице. Это расходы на содержание управляющей компании холдинга, распределенные между центрами прибыли по установленным правилам. Чистая прибыль образуется после вычета из общей прибыли налога на прибыль и процентов по кредитам. Итак, каждая стадия формирования прибыли связана с определенной группой затрат. Необходимо распределить ответственность за различные группы затрат между центрами финансовой ответственности – это позволит получить представление об эффективности всех основных процессов производства продукции и управлять ими. Например: Ф инансовая структура холдинга.
Здесь между различными ЦФО разделена ответственность за различные виды затрат, определяющих те или иные стадии формирования прибыли. В наглядном виде схема разграничения ответственности за группы затрат представлена в Таблице. Разграничение ответственности за группы затрат.
Как видно на Таблице производственные ЦФО «Цех 1» и ЦФО «Цех 2» ответственны за затраты, складывающиеся из сдельной заработной платы рабочих, стоимости сырья и материалов, используемых на производстве. ЦФО «Управление производством», «Склад», «ОТК» и др. несут ответственность за расходы на зарплату производственного персонала, содержание производственных помещений, обслуживание производственного оборудования и т.д. ЦФО «Управление холдингом» отвечает за расходы на содержание управляющей компании холдинга и налоги. Для реализации финансовой политики организации используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, планирования и использования финансовых ресурсов для их эффективного воздействия на конечные результаты работы. Он включает в себя финансовые методы, финансовые рычаги (или инструменты), правовое нормативное и информационное обеспечение. Структура финансового механизма сложна и зависит от действия экономических законов в обществе. В механизме определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений и денежными фондами. Состав и некоторые элементы финансового механизма организации представляют собой следующее. Финансовые методы — это способы воздействия финансов на производственно-хозяйственную деятельность организации через: а) управление движением денежных потоков; б) управление затратами, доходами; в) материальное стимулирование и ответственность за использование денежных фондов. Сюда относят: прогнозирование, планирование, самофинансирование, налогообложение, систему расчетов, страхование, залоговые операции, лизинг, факторинг, взаимоотношения с государственными органами, хозяйствующими субъектами и т.п. Финансовые рычаги — это приемы, действия финансовых методов, реализуемые через доходы, прибыль, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, дивиденды, формы расчетов, виды кредитов и валют, процентные ставки, ценные бумаги и т.п. Правовое обеспечение позволяет проводить единую политику в области финансов через законы, указы Президента, постановления правительства, лицензии, устав хозяйствующего субъекта и т.п. Соблюдение правовых норм обеспечивает финансовую дисциплину в государстве. Нормативное обеспечение уточняет и развивает правовые законодательные акты через инструкции, нормы, методические указания и другую нормативную документацию. К финансовой информации относят бухгалтерскую, статистическую отчетность, аналитические данные. Информация является интеллектуальной собственностью и может вноситься в уставный капитал в виде сведений о поставщиках и покупателях, о ценах, дивидендах, о финансовой устойчивости. Кто владеет информацией, тот владеет финансовым рынком. Реализуется финансовый механизм с помощью: • регулирования денежных потоков; • формирования капитала, доходов и денежных фондов; • использования капитала, доходов и денежных фондов. Тема 1.2.5. Информационная основа управления финансами корпорации. Экономическая информация - сведения, уменьшающие неопределенность, недостаток знаний, дополняющие представление о социально-экономических процессах как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере на всех уровнях и во всех органах. Экономическая информация отображает факты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Ценность экономической информации определяется такой совокупностью ее свойств, как своевременность, достоверность, содержательность, удобство восприятия и т.п. В зависимости от целей экономического анализа принята следующая классификация экономической информации: · по признакам отображаемых объектов; · по фазам воспроизводства (информация о производстве, распределении, обмене, потреблении); · по элементам (факторам) воспроизводства (информация о средствах производства, трудовых ресурсах, природных ресурсах, продуктах и услугах); · по отраслям хозяйства (информация о промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве и т.д.); · по назначению в процессе управления (управляющая - доведение до исполнителей подлежащих выполнению решений, осведомляющая - реализация обратной связи в системе управления). Внутри этих классов делят информацию: · по признаку функции управления, результатом которой она является (учетная, отчетная, плановая, прогнозная, нормативная, финансовая и т.п.); · по месту возникновения (входящая, сводная, исходящая); · по степени соответствия (достоверная, недостоверная, своевременная, несвоевременная, полезная, ложная, избыточная); · по отношению к процессам обработки и хранения (исходная (необработанная), промежуточная, результатная); · по степени стабильности (постоянная (условно-постоянная), переменная); · по степени охвата полноты данных (сплошная (полная), выборочная). В обороте экономической информации наибольший удельный вес занимают данные первичного и бухгалтерского учета (внутри предприятий), транспортная и платежно-расчетная документация (в обороте между предприятиями), бухгалтерская и статистическая отчетность, плановые и нормативные документы, данные оперативного управления. Цели и решения экономической политики воздействуют на цели и решения в сфере управления финансами через товарные и финансовые рынки, что показано на рис. на котором изображено экономическое окружение (среда) организации. Рис. Взаимоотношения товарных и финансовых рынков и организации.
1.2.6. Финансовая политика, стратегия и тактика корпораций.
Финансовая политика корпорации — это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, усиления на рынке товаров; достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличения собственного капитала; сохранения платежеспособности и ликвидности баланса. Целью финансовой политики организаций и корпораций является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей ее деятельности. В настоящее время для организаций и предприятий характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений, связанных с текущими проблемами. Главной задачей финансовой политики в организациях является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом стратегических целей ее деятельности и поиска путей их решения. В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие корпорации вынуждены проводить политику выживания, т. е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов организаций и государства, собственников и менеджеров, обусловливает противоречие между ценой внешних заимствований и рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка. Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие важнейшие аспекты: • разработку оптимальной концепции управления финансами корпораций обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого предпринимательского риска; • определение основных направлений использования финансовых ресурсов и текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный срок) с учетом планов • практическое достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка инвестиционных проектов и т. д.). Разработка финансовой политики строится на анализе финансово-экономического состояния организации, который является ее базой. Этот анализ опирается на показателях квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. В качестве примера осуществления выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если рентабельность основных фондов низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая. Следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения переоценки основных средств с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и тд. В целях выработки кредитной политики организации нужно провести анализ структуры пассивов баланса и определить уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных организация решает вопрос о недостатке собственных оборотных средств, либо их излишке. Иногда организации может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом нужно сравнить процентные ставки по векселю и кредиту. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, в составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и тактику. Стратегическими направлениями финансовой политики являются: • максимизация прибыли; • оптимизация структуры капитала и поддержка финансовой устойчивости организации; • достижение «информационной прозрачности» предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов; • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; • использование рыночных механизмов привлечения денежных ресурсов (эмиссии корпоративных ценных бумаг); • эффективное управление финансами (финансовый менеджмент) на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает проблема гармонизации таких противоречивых целей, как развитие корпорации и поддержание достаточно высокой ликвидности и платежеспособности. В теории стратегического управления (М. Портер) выделяют три универсальных стратегии: - лидерство в снижении издержек – корпорация должна удерживать издержки ниже, чем у конкурентов. - дифференциация – корпорация может предложить покупателям нечто уникальное, разнообразное - фокусирование – корпорация ориентируется на определенный сегмент рынка, на определенную клиентскую группу. Каждая из этих стратегий имеет свои положительные стороны и недостатки и молодая корпорация сразу же не может ориентироваться на одну из них. Поскольку любая организация в своем развитии проходит несколько жизненных циклов и каждый раз сталкивается с новыми проблемами и рисками необходимо продумывать стратегию развития и менять организационную структуру корпорации. Если финансовая стратегия относительно стабильная, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечиваяя быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги, капитал). Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования: определяет тенденции финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Виды финансовой стратегии: Различают генеральную финансовую стратегию (стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год), оперативную финансовую стратегию (стратегию текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегию контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, и стратегию выполнения отдельных стратегических задач, другими словами - достижение частных стратегических целей (умелое исполнение финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели). Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает: 1) формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; 2) выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия; 3) ранжирование и поэтапное достижение задач; 4) соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; 5) объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце; 6) создание и подготовку стратегических резервов; 7) учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов; 8) определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий; 9) маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний. Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при выполнении следующих условий: 1) при взаимном уравновешивании теории и практики финансовой стратегии; 2) при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации. Корпорация может применять для решения задач развития и достижения поставленных целей различные стратегии. Существует множество различных видов стратегий. Стратегии менеджмента, прежде всего, разделяют по уровням управления на общекорпоративную, бизнес-стратегии и функциональные стратегии. С учетом интенсивного развития процессов децентрализации и самоорганизации в современных организациях следует также учитывать стратегии развития команд, групп и работников от которых зависит успех разработки и реализации стратегических планов.
Классификация стратегий по уровням компании. Главенствующей является общая корпоративная стратегия корпорации. В целом она дает ответ на два ключевых вопроса любой диверсифицированной компании: - какие бизнес-направления будет включать портфель компании, то есть куда она будет направлять свои ресурсы (инвестиции, время, люди); - какую роль будет играть корпоративный центр в управлении бизнесами и какую степень самостоятельности будет иметь каждый из этих бизнесов в отдельности? Как видно из рисунка, финансовая стратегия относится к категории функциональных стратегий, назначение которых заключается в обеспечении выполнения стратегий бизнес-единиц и компании в целом. При разработке финансовой стратегии учитываются общекорпоративные задачи и одновременно задачи развития подразделений в целом. Финансовая стратегия в целом определяет способы привлечения и объемы привлекаемых финансовых ресурсов, соотношение между собственным и заемным капиталом, основные показатели эффективности финансово-экономической деятельности, принципы управления денежными потоками, расчеты с кредиторами и другие ключевые финансовые характеристики. Отсюда, главная финансовая стратегия предприятия представляет собой избираемое генеральное направление его финансового развития, касающееся всех важнейших аспектов его финансовой деятельности и финансовых отношений, обеспечивающее реализацию его основных стратегических целей. Выбор главной финансовой стратегии организации в первую очередь зависит от принятой им базовой корпоративной стратегии. Такая зависимость определяется тем, что финансовая стратегия носит подчиненный характер по отношению к базовой корпоративной стратегии и, как и любой другой вид функциональной стратегии, призвана обеспечивать эффективную ее реализацию. Разработка финансовой стратегии организации включает в себя несколько основных этапов Шаг 1. Включение финансовой стратегии в общую стратегию компании в соответствии с ранжированием целей корпоративной стратегии. Шаг 2. Установление интегральной финансовой цели, то есть цели первого уровня. Здесь может быть только одна финансовая цель. В большинстве случае такой целью выступает рыночная стоимость компании, которая может быть определена как в абсолютных (увеличение рыночной стоимости на N у.е.), так и в относительных показателях (рост рыночной стоимости на N%). Шаг 3. Определение базовых целей финансовой стратегии (2-й уровень). Интегральная цель первого уровня детализируется на подцели, что потребует конкретизации поставленных задач и учета особенностей развития предприятия. Цель первого уровня может быть достигнута, если у компании достаточно собственных финансовых ресурсов, рентабельность собственного капитала высока, структура активов и пассивов обеспечивает приемлемый уровень финансовых рисков в процессе осуществления хозяйственной деятельности и т.п. Каждая из намеченных на данном уровне целей должна быть сформулирована кратко и четко, отражена в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах. Например, такими целевыми нормативами по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия может быть доля собственных оборотных средств компании в общем объеме собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала; соотношение оборотных и внеоборотных активов; минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий платежеспособность предприятия; норма самофинансирования инвестиций. Шаг 4. Определение действий по достижении финансовых целей (3-й уровень). На данном этапе предлагается перечень конкретных мероприятий. Шаг 5. Реализация финансовой стратегии и монитторинг достижения поставленных целей. Таким образом, если у компании есть финансовая стратегия, она, безусловно, становится более управляемой для менеджмента и прозрачной для собственников, более гибкой в реагировании на изменения окружающей бизнес-среды и внутренних процессов и способствует эффективной реализации общей корпоративной стратегии компании. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиций стратегии формулируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения. Главными инструментами финансовой стратегии организации являются: •анализ финансово-экономического состояния; • кредитная политика; • управление внеоборотными активами и амортизационная политика; • управление оборотными средствами и кредиторской задолженностью; • управление операционными расходами, сбытом продукции и прибылью; • ценовая политика; • дивидендная политика. Выбор той или иной стратегии и тактики не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов и, в частности, состояния финансового рынка, налоговой и денежно-кредитной политики государства. Существует несколько подходов к процессу увязки целей стратегического планирования предприятия, текущего и оперативного планирования. Первый подход используемый отечественными авторами, такими как Стоянова Е.С., Акулов В.Б., основан на матрице финансовой стратегии. Методика выработана на основании рекомендаций французских ученых Ж. Фрашоном и И. Романе, и заключается в проведении экспресс-анализа финансового и хозяйственного состояния предприятия, а также выявления основных закономерностей дальнейшего развития. Для построения матрицы рассчитываются показатели трех типов: · Результат финансовой деятельности (РФД); · Результат хозяйственной деятельности (РХД); · Результат финансово-хозяйственной деятельности. После расчета этих основных показателей можно условно отнести предприятие к одному из квадрантов матрицы, каждый из которых имеет свой номер, свое уникальное название, и каждый из которых характеризуется набором показателей определяющих только предприятия данного квадранта и соответственно имеющих идентичные пути дальнейшего развития. В зависимости от значений результата финансовой деятельности и результата хозяйственной деятельности предприятие может занимать следующее положение в матрице: Таблица - матрица финансовой стратегии
В итоге, в экспертном заключении для предприятия занимающего тот или иной квадрант матрицы дается краткое описание и определяются пути его дальнейшего развития. Квадранты 4, 8, 5 связаны с созданием ликвидных средств фирмой (некоторый избыток оборотных средств). Квадранты 7, 6, 9 связаны с потреблением ликвидных средств фирмой (дефицит оборотных средств). По горизонтали РФД связан с реализацией фирмой инвестиционного проекта (массированное инвестирование средств). Только этим можно объяснить переход от положительного РХД (ситуация значительного инвестиционного вложения средств). Таким образом, манипулируя в рамках данной матрицы, мы можем рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия как такового. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других непредвиденных обстоятельств. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование. Налаженный финансовый контроль позволяет выявить внутренние резервы, повысить рентабельность организации, увеличить денежные накопления.
|