![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Совершенствование системы управления предприятиями всех отраслей народного хозяйства, в частности строительных предприятий является одной из главных задач
Совершенствование системы управления предприятиями всех отраслей народного хозяйства, в частности строительных предприятий является одной из главных задач руководителей всех уровней. Эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия. Перед современным руководителем встают стратегические вопросы выбора направления развития бизнеса и определения ключевых конкурентных преимуществ компании. Большое внимание руководство вынуждено уделять вопросу разработки оптимальной структуры компании с учетом специфичности внутренних бизнес-процессов, а также характеристики внешней среды. Вместе с тем, для современного руководителя одинаково важен вопрос создания системы и технологии управления, которая обеспечивает эффективную операционную деятельность компании. Целью настоящей курсовой работы является разработка модели строительной организации, а также рекомендаций по её успешному управлению. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются: - разработать миссию, систему целей и стратегий организации: - описать функциональные области организации: - разработать организационную структуру; - исследовать ресурсы организации; - исследовать внешнее окружение организации; - разработать мероприятия по успешному управлению организации. При разработке эффективной модели бизнеса ключевыми являются также вопросы связанные с системой планирования на предприятии, мотивации персонала, координации деятельности сотрудников, контроля, а также вопросов принятия эффективных управленческих решений и ориентации сотрудников на достижение целей компании. 1. Миссия, иерархия целей и стратегия строительной организации ООО " Чел-Строй-Отряд" На сегодняшний день строительный рынок РФ характеризуется высокими темпами прироста объектов строительства и большим потенциалом спроса на объекты недвижимости. Поэтому основным условием конкурентного успеха для подрядных организаций является качество предоставляемых работ, а также их стоимость. Деятельность моделируемой компании ООО " Чел-Строй-отряд" связана с осуществлением строительно-монтажных работ в Челябинской области. Миссия фирмы – основная общая цель фирмы, которая в концентрированном виде выражает причину и смысл ее существования, а также ее предназначение. Формирование миссии включает в себя три аспекта: 1. Понимание, каким бизнесом занята организация в настоящее время; 2. Решение о том, есть ли необходимость изменить стратегический курс; 3. Коммуникация или распределение информации о миссии таким способом, чтобы она стала ясной и смогла заинтересовать работников, создать положительную реакцию. Разработанная и воспринимаемая сотрудниками и партнерами компании миссия реально способна оказать благоприятное влияние на изменение конкурентного статуса фирмы. Определение миссии должно содержать ответы на три основных вопроса: 1. Какие потребности удовлетворять? 2. Интересы каких групп потребителей удовлетворять? 3. Каким образом удовлетворять потребности? Миссия ООО " Чел-Строй-отряд" заключается в осуществлении высококачественных строительно-монтажных работ на рынке Челябинской области, с учетом специфических пожеланий заказчиков, обеспечиваемых высококвалифицированными работниками и применением современного строительного оборудования, способствуя реализации стратегических целей заказчиков, а также собственного развития. Цели выражают отдельные конкретные направления деятельности фирмы, и отражают то, к чему стремится фирма в своей деятельности. С точки зрения периода цели делят на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (свыше 3 лет). Краткосрочные цели имеют конкретное содержание и могут выражаться как получение прибыли. Среднесрочные и долгосрочные цели заключаются в достижении целей фирмы и ее миссии. Для различных организаций среднесрочные и долгосрочные цели различаются, и это зависит от срока окупаемости деятельности фирмы, то есть продолжительности производственного и операционного циклов. Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели формируются в соответствии с системой ценностей организацией, теми, кто распоряжается ее ключевыми ресурсами. Отличительные черты цели называются SMART – характеристикой. S (specific) – быть точным и ясным, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования. M (Measurable) – цели должны быть измеримы и выражать количественно все, чего требуется достичь, в том числе субъективные ожидания. А (Achievable)– цели должны быть достижимыми, поэтому все сотрудники фирмы должны быть уверены что поставленная цель достижима. R (Realistic) – цели должны быть реальными и соотноситься со стратегией, миссией, хозяйственными целями и интересами исполнителя. Т (Timely) – четко отчерчены во времени. Иерархия целей ООО " Чел-Строй-отряд" Долгосрочные цели: 1. Завоевание доли рынка Челябинской области в размере 40% в ближайшие 5 лет. 2. Расширение географии деятельности Урал, Сибирь в ближайшие 5 лет. Среднесрочные цели: 1. Ежегодный рост прибыли в размере 15% 2. Ежегодное увеличение числа заказов на 10% 3. Увеличение показателей производительности труда на 15% в ближайшие 3 года. 4. Выход и закрепление на рынках Свердловской, Курганской и Тюменской областей в ближайшие 3 года. Краткосрочные цели: 1. Получение чистой прибыли в размере 2 млн. руб. в течение 1 года. 2. Увеличение объемов работ на 10% по сравнению с предыдущим годом. 3. Сокращение расходов на осуществление строительно-монтажных работ на 5% 4. Сокращение постоянных расходов организации на 10% Исходя из представленных целей сформулированыключевые задачи ООО " Чел-Строй-Отряд": 1. Разработка и актуализация нормативов производственных затрат для осуществления строительно-монтажных работ 2. Осуществление текущего контроля за фактическими производственными затратами и выявление причин отклонений 3. Выявление резервов по сокращению постоянных расходов организации 4. Определение потребности в персонале и разработка эффективной системы мотивации 5. Разработка политики в сфере маркетинга, использование гибкого подхода при работе с клиентами 6. Разработка политики в сфере снабжения, сокращение расходов связанных с покупкой сырья и материалов. 7. Разработка политики в сфере качества работ. Осуществление текущего контроля качества. 8. Разработка финансовой политики. Определение условий расчетов с контрагентами. Стратегия – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Стратегия отвечает на вопрос: «Каким образом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющего конкурентного окружения?» Стратегия дает ответы на следующие вопросы относительно сущности организации: 1. Что представляет наш бизнес сегодня? 2. Каким должен стать наш бизнес завтра? 3. Каковы наши товары, функции и рынки? 4. Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Для достижения своих целей ООО " Чел-Строй-отряд" использует общую конкурентную стратегию лидерства в снижении издержек. В сфере маркетинга компания придерживается стратегии диверсификации и активного проникновения на рынки. В сфере ценообразования компания придерживается стратегии гибких цен, с ориентацией на потребности и возможности заказчика. В производственной сфере компания использует стратегию повышения качества работ, за счет применения современных технологий строительного производства и используемых требований к качеству персонала. 2. Организационная структура и описание функциональных областей ООО " Чел-Строй-Отряд" Организационная структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных подразделений организаций, обособившихся в результате внутрифирменного процесса разделения труда. Подразделения организации объединяют официальные группы работников, ответственных за исполнение конкретного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций. Под структурой любой системы обычно понимают организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответствует определенная функция. Свойства структуры организации во многом определяют ее поведение. Главной характеристикой качества структуры любой экономической системы является сбалансированность и пропорциональность ее частей (подсистем). Таким образом, организационная структура– это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подсистем (отделы, службы, департаменты) и элементов (работники) организации, характеризующая организацию как целостную экономическую систему. Эффективная организационная структура управления позволяет взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение стоящих перед организацией целей. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. Принципы формирования организационной структуры. Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления: 1. принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 2. принцип целеполагания – организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной наиболее эффективному их выполнению; 3. принцип соответствия – в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры – с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий); 4. принцип разделения труда – ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий; 5. принцип ограничения полномочий – полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами; 6. принцип адаптации – ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации. Для разработки организационной структуры ООО " Чел-Строй-Отряд" необходимо выделить и описать функциональные области, через которые осуществляется общая деятельность организации. К функциональны областям ООО " Чел-Строй-Отряд" относятся: 1. Производство. В данной области осуществляется производственная деятельность организации, как совокупность выполняемых производственных действий и операций, связанных с выполнением строительно-монтажных работ. В данную область вовлечены следующие производственные ресурсы: производственное оборудование, инвентарь, сырье и материалы, производственные рабочие. Осуществление деятельности в рамках производственной функциональной области осуществляется на основании обеспечения заказами коммерческой службы. 2. Сбыт и маркетинг. В данной области осуществляется деятельность, связанная с поиском и привлечением заказчиков для осуществления для них различных видов строительно-монтажных работ. Для реализации данных функций, в организации предусмотрена коммерческая служба с выделением отдела маркетинга. В состав отдела маркетинга входят 3 сотрудника, занимающиеся поиском и привлечением клиентов, а также разработкой маркетинговых мероприятий. 3. Снабжение. В данной области осуществляется деятельность в сфере обеспечения предприятия требуемыми производственными ресурсами, а также офисными принадлежностями и инвентарем непроизводственного назначения. 4. Финансы. В данной области осуществляется деятельность в сфере финансового управления на предприятии. Координации финансовых потоков, оптимизации источников финансирования, рационализации направлений расходования средств, а также учёт осуществляемых хозяйственных операций. 5. Управление кадрами. С данной области осуществляется подбор, обучение, контроль качества персонала организации, осуществление кадрового делопроизводства, а также обеспечение выполнения условий трудового законодательства РФ. Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов: - соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия; - единство структуры и функции управления; - первичность функции и вторичность органа управления; - рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления; - соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия; - комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности; - соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления. Этапы организационного проектирования: 1. Осуществление деления организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Необходимо решить, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие — штабными. 2. Установление соотношения полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цепь команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства. 3. Исходя из требуемого набора выполняемых функций, определяемых уровнем управления и должностью, разрабатываются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, выполнение которых поручается конкретным исполнителям. Исходя из представленной модели строительной организации ООО " Чел-Строй-Отряд", наиболее приемлемой для нее является линейно-функциональная организационная структура, включающая систему взаимосвязанных функциональных блоков, для которых установлен главный руководитель, с последующим разделением функциональных блоков на узкоспециализированные отделы с ответственным за их работу руководителем. Использование линейно-функциональной организационной структуры в ООО " Чел-Строй-Отряд" обусловлено тем, что выполняется относительно ограниченный перечень работ, для обеспечения своего функционирования требуется решение стандартных управленческих задач, возможно четкое разделение полномочий и ответственности в рамках отдельных функциональных областей. Организационная структура ООО " Чел-Строй-Отряд" представлена на рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура ООО " Чел-Строй-Отряд" В организационной структуре ООО " Чел-Строй-Отряд" представлена совокупность взаимосвязанных функциональных областей предприятия, отделов и служб, обеспечивающих эффективное функционирование и взаимодействие внутри предприятия. Руководителями соответствующих функциональных областей являются Финансовый директор, Директор по производству, Коммерческий директор, Главный бухгалтер, Начальник отдела кадров. Генеральный директор.Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности выполняемых работ, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления. Финансовый директор. Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия. Участвует в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложении, научных исследований и разработок, планировании себестоимости продукции и рентабельности производства, возглавляет работу по расчету прибыли и налога на прибыль. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включающие бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств, проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск применительно к каждому источнику средств и разрабатывает предложения по его уменьшению. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений. Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости. Обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, участвует в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств. Обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления внешним и внутренним, пользователям. Руководит работниками финансового и экономического отделов. Коммерческий директор. Осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Организует участие подчиненных ему служб и структурных подразделений в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия, а также в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортирования сырья, сбыту готовой продукции. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечивает выполнение договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам и другим условиям поставок). Осуществляет контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия, за правильным расходованием оборотных средств и целевым использованием банковского кредита, прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, и обеспечивает своевременную выплату заработной платы рабочим и служащим. Руководит разработкой мер по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, улучшению экономических показателей и формированию системы экономических индикаторов работы предприятия, повышению эффективности производства, укреплению финансовой дисциплины, предупреждению образования и ликвидации сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, а также перерасхода материальных ресурсов. Участвует от имени предприятия в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации выпускаемой продукции. Контролирует соблюдение дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам продукции и их соответствие хозяйственным договорам, изучает рыночную конъюнктуру на выпускаемые предприятием изделия. Организует работу складского хозяйства, создает условия для надлежащего хранения и сохранности материальных ресурсов и готовой продукции. Обеспечивает рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ, принимает меры к максимальному оснащению этой службы необходимыми механизмами и приспособлениями. Организует работу по использованию и реализации вторичных ресурсов и побочных продуктов. Обеспечивает своевременное составление сметно-финансовых и других документов, расчетов, установленной отчетности о выполнении планов по сбыту готовой продукции, финансовой деятельности, материально-технического снабжения и работы транспорта. Координирует работу подчиненных ему служб и подразделений. Директор по производству. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью производственных подразделений. Направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выполнения работ собственного производства требуемого качества в соответствии с производственным заданием. Проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса, внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию техники, повышению профессионального мастерства работников в целях повышения качества выполняемых работ. Организует учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда. Контролирует правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников или наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины. Проводит работу по повышению квалификации работников. Главный бухгалтер. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии. Начальник отдела кадров. Организует управление формированием, использованием и развитием персонала предприятия на основе максимальной реализации трудового потенциала каждого работника. Возглавляет работу по формированию кадровой политики, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия и мер по ее реализации. Принимает участие в разработке бизнес-планов предприятия в части обеспечения его трудовыми ресурсами. Организует проведение исследований, разработку и реализацию комплекса планов и программ по работе с персоналом с целью привлечения и закрепления на предприятии работников требуемых специальностей и квалификации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в кадрах, с учетом обеспечения сбалансированности развития производственной и социальной сферы, рационального использования кадрового потенциала с учетом перспектив его развития и расширения самостоятельности в новых экономических условиях. Проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, создания системы непрерывной подготовки персонала. Организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, повышения его содержательности и престижности, рационализации структур и штатов, укрепления дисциплины труда. Определяет направления работы по управлению социальными процессами на предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, стимулированию и развитию форм участия работников в управлении производством, созданию социальных гарантий, условий для утверждения здорового образа жизни, повышения содержательности использования свободного времени трудящихся в целях повышения их трудовой отдачи. Обеспечивает организацию и координацию проведения исследований по созданию нормативно-методической базы управления персоналом, изучению и обобщению передового опыта в области нормирования и организации труда, оценки персонала, профотбора и профориентации, внедрение методических и нормативных разработок в практику. Контролирует соблюдение норм трудового законодательства в работе с персоналом. Консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с персоналом. Обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по социальным и кадровым вопросам на предприятии, составление прогнозов развития персонала, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения. Обеспечивает постоянное совершенствование процессов управления персоналом предприятия на основе внедрения социально-экономических и социально-психологических методов управления, передовых технологий кадровой работы, создания и ведения банка данных персонала, стандартизации и унификации кадровой документации, применения средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений предприятия, обеспечивающих управление персоналом. Организует проведение необходимого учета и составления отчетности. 3. Характеристика внешней среды ООО " Чел-Строй-Отряд" Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, неподконтрольных организации оказывающие влияние на функционирование организации. Основные характеристики внешних факторов: 1. Сложность внешней среды, определяемая большим числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также высоким уровнем вариативности каждого фактора. Поскольку разные организации существуют в разных средах, не существует и наилучшей организационной структуры. 2. Подвижность среды, связанная с высокой скоростью изменений, происходящих в окружении организации. При том, что окружение современных организаций изменяется с все большей скоростью, есть страны и отрасли, где эта тенденция наиболее ярко выражена. В рамках одной организации разные подразделения могут быть в разных условиях с точки зрения подвижности среды. 3. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать рациональные решения. 4. Взаимосвязанность факторов, характеризующая силу, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы, и определяющая общий уровень неопределенности внешней среды и степень ее влияния на организацию. По уровню взаимодействия можно выделить следующие составляющие внешней среды организации: 1. Микросреда (непосредственное окружение) организации; 2. Мезосреда организации; 3. Макросреда организации. Микросреда организации – это те субъекты, с которыми она постоянно и непосредственно взаимодействует. К элементам микросреды относятся: - покупатели; - поставщики; - конкуренты; - партнеры; - контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки); - рынок ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, инвестиционных и т.п.); - государственные органы. Микроокружение оказывает прямое воздействие на компоненты внутренней среды организации. При этом взаимоотношения между организацией и субъектами микросреды носят взаимонаправленный характер – как они могут оказывать влияние на организацию, так и организация оказывает влияние на них. Мезосреда организации представляет собой ближнюю зону макросреды, и включает факторы определяющие региональную инфраструктуру функционирования организации. К факторам мезосреды организации относятся: - рыночная инфраструктура; - окружающая природная среда; - здравоохранение; - наука и образование; - культура; - торговля (включая питание); - транспорт и связь; - пригородное сельское хозяйство; - строительство; - жилищнокоммунальное хозяйство; - бытовое обслуживание; - промышленность. Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, влияют на устойчивость ее работы, прежде всего через социально-психологические факторы, т. е. через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения. Макросреда организации – это факторы, на которые предприятие не способно оказывать какое-либо воздействие, но которые оказывают серьезное влияние на его деятельность. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные, природные, экологические и международные факторы. Для оценки общего состояния внешней среды ООО " Чел- Строй-Отряд" будем использовать методику " PEST-анализа". Целью проведения анализа является выявление факторов внешней среды, к которым относятся: ‒ социо-культурные (S); ‒ технологические (T); ‒ экономические (E); ‒ политические, политико-правовые (P); PEST-факторы представляют собой ту часть внешнего окружения, на которую организация способна оказать очень малое влияние, не говоря уже о контроле; и тем не менее, эти факторы могут сильно влиять на показатели деятельности организации. Необходимо понять эту часть окружения, чтобы поставить свою организацию в наилучшее положение для извлечения выгоды из благоприятной ситуации и для противодействия множеству неблагоприятных факторов.
1. Социо-культурные факторы. В составе социо-культурных факторов, оказывающих значительное влияние на деятельность организации можно выделить следующие: 1. Доступность профессиональных кадров. В настоящее время предприятие не испытывает острой потребности в кадрах, так как на предприятии работают высокопрофессиональные производственные работники, квалифицированные менеджеры со знанием специфики работы в сфере строительства. В перспективе возможно расширение рынков сбыта, что потребует увеличение кадрового состава управленческого, производственного персонала и работников, занимающихся маркетинговой и финансовой деятельностью. В этой связи не должно возникнуть проблем с поиском кадров, так как традиционно развитыми отраслями в области образовательных услуг в России были технические и экономические специальности. Специалисты, окончившие Высшие учебные заведения по техническим специальностям, как правило, являются высоко-квалифицированными и предложение таких специалистов на рынке труда высоко. 2. Отношение людей к работе. Современные рыночные условия, в рамках которых функционирует организация предъявляют высокие требования не только к профессиональным качествам работников, но и к их личным характеристикам. Особое значение представляет выполнение трудовой дисциплины, кроме того во избежании конфликтов внутри коллектива, особые требования предъявляются к культуре взаимоотношений персонала. При приеме на работу сотрудников знакомят с историей фирмы, сложившихся отношениях в коллективе и перспективах профессионального роста. Принимаются попытки в изменении отношении к работе путем стимулирования активности и инициативы, где главным показателем эффективности являются количество и качество выполненных работ, количество новых освоенных рынков сбыта и т.д. 3. В настоящее время в стране наблюдается общий рост уровня жизни населения, что не могло не сказаться на структуре их расходов. Улучшение уровня жизни стимулирует строительную отрасль в обеспечении высококачественными строительными объектами. В связи с развитием системы ипотечного кредитования увеличивается продажи строительных объектов в кредит, с отсрочкой платежа, что приводит к увеличению объемов продаж и предъявляет дополнительные требования к производственному персоналу. 2. Технологические факторы. В состав технологических факторов входят: 1. Качество выполняемых работ Одним из ключевых характеристик строительных объектов, определяющих уровень спроса и цену, является качество. При этом качество строительных объектов определяется качеством используемых материалов, а также качеством выполняемых работ. В связи с увеличением конкуренции на строительном рынке, заказчики в первую очередь отдают предпочтения тем подрядным организациям, которые способны обеспечить требуемый уровень качества работ по приемлемой цене. 2. Сроки выполнения работ. Другим ключевым требованием к выполнению строительно-монтажных работ является оперативность осуществления работ при требуемом уровне качества, обеспечивающих своевременность введения объекта в эксплуатацию. 3. Экономические факторы. 1. Тенденция изменения ВНП. Рост ВНП в России в текущем году составил около 10%. Глава Правительства отметил, что в ближайшее время рост объема ВВП сохранится на этом же уровне. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в стране наблюдается ситуация умеренного роста производства, характеризующаяся стабильной ситуацией в экономике в целом. Данное обстоятельство благоприятным образом сказывается на уровне спроса на объекты недвижимости и как следовательно, выполнение строительно-монтажных работ. 2. Размер процентных ставок. Влияние процентных ставок на функционирование ООО " Чел- Строй-Отряд" можно рассмотреть с двух сторон: - процентные ставки за кредит, предоставляемые организацией коомерческими банками - процентные ставки за кредит заказчиков. Здесь можно выделить то, что в настоящее время высокими темпами развивается система кредитования субъектов малого бизнеса, коим является организация ООО " Чел- Строй-Отряд", поэтому у предприятия довольно много возможностей в финансировании своей деятельности. То же самое можно сказать про заказчиков, для которых существуют различные кредитные программы для финансирования своей текущей деятельности. 3. Уровень инфляции. В настоящее время уровень инфляции составляет порядка 10%. То есть можно сделать вывод о том, что в целом макроэкономическая ситуация в стране является стабильной. Цены на ресурсы, используемые фирмой ООО " Чел- Строй-Отряд" если растут, то незначительно, что благоприятно сказывается на стоимости выполняемых работ. 4. Политические факторы. 1. Политическая стабильность. Политическая нестабильность является следствием общей социальной нестабильности в стране. В настоящее время экономика и политика тесно связаны друг с другом, и порой очень сложно провести грань между тем, где заканчивается экономика и начинается политика. Экономика страны напрямую зависит от проводимой в стране политики. Очень часто именно по политической обстановке в стране судят о стабильности экономики и ее привлекательности со стороны иностранных партнеров и инвесторов, стабильности национальной валюты и т.д. В настоящее время политическую ситуацию в России можно охарактеризовать как стабильную, что может благоприятным образом сказываться на развитие экономики в целом и отдельных предприятий в частности. 2. Налоговое законодательство. ООО " Чел- Строй-Отряд" действует в рамках существующего налогового законодательства и пытается легальным способом минимизировать свою налоговую нагрузку, используя упрощенную систему налогообложения. Определенные неудобства вызывает частая смена налогового законодательства, изменяющая правила расчетов различных налогов, что приводит к увеличению работы бухгалтеров, требующая от них моментальной реакции на изменения в налоговом законодательстве. 3.Коррумпированность чиновников. Очень важной проблемой являются взаимоотношения с работниками государственных служб, в основном связанных с непосредственной деятельность фирмы: служба пожарной безопасности, служба электросетей, водо- и газоснабжения и т.д. В связи с этим увеличиваются непроизводственные расходы. Вывод по STEP-анализу: Таким образом, по результатам STEP-анализа можно сделать вывод о в целом благоприятном макроокружении ООО " Чел- Строй-Отряд" Положительными факторами макроокружения являются рост доходов населения, увеличение спроса на объекты недвижимости и строительно-монтажные работы, замедление роста инфляции, высокая доступность высококвалифицированных кадров. Но существуют факторы, оказывающие отрицательное влияние на деятельность организации, к ним можно отнести коррумпированность чиновников, несовершенство налогового законодательства как в части высокого уровня налогов, уплачиваемых в бюджеты различных уровней, так и в части неотрегулированной нормативной базы. 4. Мероприятия по успешному управлению ООО " Чел-Строй-Отряд" Успешное управление ООО " Чел-Строй-Отряд" предполагает осуществление комплекса мероприятий по улучшению управления в отдельных функциональных областях предприятия, улучшения их взаимодействия, а также взаимодействия организации с внешней средой. 1. Производство. В данной области необходимо использовать современные методы организации производства, планирования строительно-монтажных работ и взаимодействия в коллективе. 2. Сбыт и маркетинг. В данной области задачи улучшения управления включают развитие системы маркетинга, улучшения менеджмента продаж и взаимоотношений в заказчиками. 3. Снабжение. В данной области успешное управление может быть реализовано за счет координации работы в отделе снабжения, закреплением конкретных менеджеров за определенными областями снабжения (производственного и административного назначения) 4. Финансы. В данной области ключевым является процесс финансового планирования, позволяющий на начальных этапах определить возможные будущие финансовые проблемы. Осуществление финансового планирования должно быть обеспечено четкими требованиями к представлению требуемой информации всеми подразделениями организации. 5. Управление кадрами. В данной области должна быть разработана понятная всему коллективу политика управления кадрами, предусматривающая систему мотивации сотрудников, их продвижения по службе, а также иные элементы управления персонала организации. Особое значение имеет координация работы внутри организации при взаимодействии сотрудников и отделов разных функциональных областей. Для улучшения управления должны быть разработаны специальные регламентные документы (Положения об организационной структуре, Положения об отделах, Должностные инструкции), определяющие функции каждого отдела и сотрудника, а также порядок их взаимодействия с другими отделами организации. Для успешного управления организацией необходимо особое внимание уделять процессу разработки целей и определения плановых показателей, воспринимаемых конечными исполнителями. Для этого целевые показатели и плановые решения должны исходить от высшего руководства организации, но в то же время необходимо их согласование с конкретными исполнителями на предмет возможности реализации. Система управления в ООО " Чел-Строй-Отряд" должна быть адаптивной к изменяющимся внешним условиям и требованиям рынка, решения принимаемые руководителями организации должны быть взвешенными с учетом возможных изменений во внешней среде, а также ориентированы на достижение долгосрочного успеха. Заключение В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. При этом рыночная среда, усиливающаяся конкуренция, необходимость адаптации к быстроменяющимся условиям бизнеса требуют от компаний поиска новых, наиболее эффективных методов ее совершенствования. Управление современной организацией в условиях нестабильной внешней среды предъявляет особые требования к процессу оценки текущей ситуации и принятию своевременных рациональных управленческих решений. Одним из ключевых условий принятия эффективных управленческих решений является объективное представление о состоянии предприятия и имеющихся у него ресурсов, а также характеристик внешней среды, оказывающих влияние на функционирование предприятия, что определяет поведение его руководства. В качестве объекта, в курсовой работе была представлена модель организации ООО " Чел-Строй-Отряд", осуществляющая подрядные работы в строительной сфере. Для данной организации была разработана миссия. сформулированы долго-, средне- и краткосрочные цели, представлено описание функциональных областей и разработана организационная структура. В работе представлено описание основных ресурсов предприятия, а также факторов внешней среды, оказывающих влияние на функционирование организации. Также в работе представлены рекомендации по успешному управлению организацией.
|