Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм управления инновациями
Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи: -привести в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например,) работка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка); - выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (пример, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база); -определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.); - построить механизм управления инновациями. Рассмотрим элементы механизма управления инноваций более подробно. 1. Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов: - установление объекта прогноза; - выбор метода прогнозирования (например, метол экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.). - разработка самого прогноза и его вероятностная оценка. 2. Планирование инноваций предполагает соблюдение ряда принципов: 1) приоритетность -в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах; 2) непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития; 3) сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука — производство: НИОКР, технологической подготовки производства, выпуска новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями); 4) комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой инвестиционным планом, кадровой политикой организации финансовым планом; 5) экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть составление бизнес-плана инноваций организации. 3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения. 4. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильную формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела. 5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций предполагает выбор критериев, по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.). 6. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде. 7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя анализ нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учитывать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха). 8. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации подразумевают сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, квалифицированными специалистами, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно. 9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реализации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с деревом целей. 10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы в задачу менеджеров разных уровней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими. Инновации представляют собой специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.
Контрольные вопросы: 1. Основные понятия. 2. Классификация инноваций. 3. Уровень новизны инноваций. 4. Функции инноваций. 5. Мотивация инноваций. 6. Жизненный цикл инноваций. 7. Механизм управления инновациями.
Рекомендуемая литература: 1. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: «Инфра», 2008. 2. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент.: Учеб. пособ. для вузов. 2-ое изд. Перер. доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Интернет-ресурсы: 1. Marking.com 2. Ref by 3. Alleng.ru 4. Venture-buz.ru 5. Referatwok.ru 6. Lib.mexmat.ru 7. Studyspace.ru 8. Aup.ru 9. Obiznese.ru 10. Kodges.ru 11. Ukazka.ru 12. Bestreferat.ru 13. Institutioness.com
|