![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование рынка ценных бумаг
Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, обеспечения бесперебойного финансирования дефицита государственного бюджета, предотвращения социальных потрясений и конфликтов - сложившееся организационное строение и методы управления фондовым рынком должны непрерывно совершенствоваться. Основой этого процесса является правовое обеспечение, главные документы которого были уже названы. Для воплощения правовых норм в реальности рынка, наделяются полномочиями уже существующие и создаются новые государственные и саморегулируемые органы. Главными органами государственного регулирования современного российского рынка ценных бумаг являются: - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР); - Министерство финансов РФ; - Банк России; - Министерство по управлению государственным имуществом РФ; - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; - Федеральная налоговая служба; - Министерство юстиции РФ; - Государственный комитет РФ по надзору за страховой деятельностью и др. Они призваны выполнять следующие основные функции: - регистрация участников рынка; - обеспечение достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; - контроль и поддержание правопорядка на рынке. Для координации деятельности государственных органов управления рынком ценных бумаг, в конце 1992 г. при Президенте РФ была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, наделённая консультативными и координационными функциями. Два года спустя она была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ с добавлением функций по регулированию рынка. В середине 1996 г. эта комиссия была преобразована в ФКЦБ - главный орган исполнительной власти, до 2004 г. проводивший государственную политику на рынке ценных бумаг, осуществлявший контроль деятельности профессиональных участников рынка и обеспечивавший соблюдение прав инвесторов. Численность членов ФКЦБ составляла 6 человек, включая председателя комиссии (должность уровня федерального министра), первого заместителя, трёх заместителей председателя и секретаря. Постановления Комиссии в рамках её компетенции были обязательны для исполнения органами федеральной и местной власти, саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг и его профессиональными участниками. Вопросы межведомственного характера решались создававшейся коллегией - совещательным органом ФКЦБ. Она состояла из 15 представителей государственных исполнительных органов с обязательным участием Министерства финансов и Банка России. Кроме того, при ФКЦБ функционировал Экспертный совет из 25 человек, включавший, помимо представителей государства, профессиональных участников рынка, независимых экспертов и др. К его компетенции относились вопросы исполнения полномочий Комиссии, разработки предложений по регулированию деятельности на рынке, рассмотрения проектов постановлений ФКЦБ и их публикации по требованию любого члена Совета. ФКЦБ имела широкие полномочия, однако они не распространялись на процедуру эмиссии долговых обязательств государства и местных органов власти. Реализацию своих прав Комиссия осуществляла с помощью региональных отделений, расположенных на территории субъектов Федерации. В марте 2004 г. ФКЦБ была упразднена. Создано новое учреждение: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), непосредственно подчиненная председателю правительства РФ. Компетенцией ФСФР является: рынок ценных бумаг; товарные биржи; рынок пенсионных накоплений. Министерство финансов, в первую очередь, является эмитентом государственных ценных бумаг. Кроме того, оно осуществляет лицензирование инвестиционной деятельности, проведения операций с производными фондовыми инструментами, производства и ввоза в страну бланков ценных бумаг, а также проводит аттестацию специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж. Банк России, помимо выполнения функции агента правительства по размещению государственных ценных бумаг, занимается также лицензированием деятельности кредитных организаций, в т.ч. коммерческих банков, осуществляет регистрацию проводимых ими эмиссий ценных бумаг. Он регулирует и проводит сам операции на открытом рынке, управляет деятельностью клиринговых, депозитарных и т.п. учреждений, а также контролирует экспорт и импорт капитала. Другие государственные органы выполняют свои функции в соответствии с законодательно-правовыми документами, обеспечивающими деятельность рынка ценных бумаг. Особую роль в регулировании фондового рынка играет государственная система налогообложения. Она обладает мощной потенциальной возможностью стимулировать инвестиции и во многом определяет эффективность функционирования рынка ценных бумаг. В РФ соответствии с законом " О налоге на операции с ценными бумагами" в редакции 1995 г. (отменен с 01.01.2005 г.), плательщиком эмиссионного налога являлись эмитенты ценных бумаг, а объектом налогообложения - регистрируемая номинальная стоимость их выпуска – объем эмиссии. Эмиссионным налогом облагались только выпуски акций, облигаций и жилищных сертификатов. Эмиссия инвестиционных паёв налогообложению не подлежала. В результате долгих споров, ставка налога на эмиссию в 2003 г. была снижена с 0, 8% до 0, 2%, при этом налог не должен был превышать 100 тыс. руб. В США ставка аналогичного налога долгое время сохраняется на уровне 0, 026%. Налог взимался в момент подачи документов на регистрацию проспекта эмиссии из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Первичная эмиссия акций при учреждении организации налогом не облагалась. С 1 января 2005 г. налог на эмиссию в размере 0, 2% заменен государственной пошлиной, величина которой зависит от вида действий ФСФР при государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, и составляет: - рассмотрение заявлений о регистрации выпуска, отчета об итогах выпуска, проспекта эмиссии – по 1000 руб.; - регистрация решения о выпуске – 10000 руб.; - регистрация отчета об итогах выпуска – 10000 руб.; - и другие. В целом, по оценкам специалистов, регистрация стала дороже. Главным документом налогового регулирования рынка ценных бумаг выступает вторая часть Налогового кодекса РФ, принятая в 2000 г. Налогообложению доходов физических лиц в этой сфере посвящены отдельные статьи 23 главы, а прибыли юридических лиц - 25 главы этого документа.
|