Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационное обеспечение и базовые концепции финансового менеджмента
Как правило, эффективность финансового менеджмента связана с принятием управленческих решений, поэтому его комплексность, глубина и эффективность во многом зависят от объема и качества используемой информации. Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных данных, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации. Данная система ориентирована на принятие краткосрочных и долгосрочных финансовых решений и на формирование собственной системы финансового мониторинга. К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: 1) значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты финансовых решений; 2) полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия управленческих решений; 3) достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, характеризует внешнюю финансовую среду. Достоверность в значительной степени определяется надежностью источника (например, данные бухгалтерского учета и данные, циркулирующие на фондовом рынке); 4) своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования. Для финансового менеджмента имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время; 5) понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствия и определенным стандартом представления и доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначена; 6) релевантность (избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия; 7) сопоставимостъ, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости и результатов финансовой деятельности, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия; 8) эффективность, которая означает, что затраты по привлечению определенных информационных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования; 9) необходимая достаточность, которая отражает необходимые для конкретного предприятия объем и точность информации. Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования и др. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы: 1. Показатели финансовой отчетности предприятия. 2. Показатели управленческого учета предприятия. 3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Финансовый менеджмент как учебная и научная дисциплина базируется на базовых финансовых концепциях, развитых в рамках теории финансов. Концепция (лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления. 1. Концепция денежного потока, которая предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования и оценку риска, связанного с данным потоком. 2. Концепция временной оценки денег, смысл которой состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин, а именно: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. 3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение любого дохода в бизнесе связано с определенным риском. Связь между этими характеристиками прямо пропорциональная. Категория риска используется в оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала и др. 4. Концепция стоимости капитала. Обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: например, за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск акций — выплачивать дивиденды и т.п. Количественная оценка капитала имеет важнейшее значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. 5. Концепция эффективности рынка капитала. Применительно к рынку капитала термин «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Логика концепции такова: объем сделок по купле и продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. 6. Концепция асимметричности информации тесно связана с предыдущей концепцией. Смысл ее заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и владельцы компаний. 7. Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях развитых рыночных отношений, когда происходит разделение функций владения и управления компанией. Интересы владельцев и управленцев далеко не всегда совпадают. Чтобы в известной мере нивелировать возможные противоречия и ограничить нежелательные действия менеджеров, владельцы компаний вынуждены нести так называемые агентские издержки. 8. Концепция альтернативности затрат/результатов. Финансовое решение должно приниматься в результате сравнения альтернативных вариантов и в результате отказа от какой-либо альтернативы. Например, доставку материалов можно производить собственным автотранспортом или с привлечением специализированной организации. Альтернативные затраты/результаты представляют собой не совокупный уровень произведенных затрат или полученных результатов, а дельту (экономию на затратах, прирост результата), полученную в результате отказа от альтернатив, и выбора иного варианта использования ресурсов. Альтернативные затраты/результаты называют ценой шанса или ценой упущенных возможностей. 9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Создавая компанию, учредители обычно исходят из стратегических установок, а не из сиюминутных соображений. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости развития событий на рынке, динамики цен, залогом долгосрочного инвестирования. Вопросы для самоконтроля 1. Сущность и значение финансового менеджмента в экономике 2. Субъект и объект финансового менеджмента 3. Дайте определение понятия «финансовый менеджмент» 4. Предмет финансового менеджмента 5. Основные принципы финансового менеджмента 6. Главная цель финансового менеджмента 7. Задачи финансового менеджмента 8. Научные теории финансового менеджмента 9. Основные функции финансового менеджмента 10. Механизмы финансового менеджмента 11. Информационное обеспечение финансового менеджмента 12. Базовые концепции финансового менеджмента
|