Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности регулирование процедур несостоятельности организаций
С позиций финансового менеджмента, возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние организации, при котором оно неспособно финансировать свою хозяйственную деятельность. В общем случае политика антикризисного финансового управления заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния. Основным и не единственным юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. В соответствии с данным законом, несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В соответствии со статьей 3 настоящего закона определяет следующие признаки банкротства: 1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. 2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. 3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Закон не преследует цели обязательной ликвидации организации при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности восстановить (оздоровить) деятельность организации, с целью предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные арбитражные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом административных управляющих или внешнего управляющего имуществом должника. Эти процедуры назначаются арбитражный судом после обращения в суд его до объявления должника несостоятельным (банкротом). Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленный, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда. В размер обязательных платежей, для определения наличия признаков несостоятельности организации, не входят штрафы (пени) и другие финансовые санкции. В целях результативного проведения досудебной санации, организация-должник осуществляет разработку программы (плана) мер по выходу из неустойчивого финансового состояния, в которой должны быть четко прописаны действия должника по мобилизации внутренних ресурсов и резервов, по рациональному использованию получаемых финансовых средств, а также по устранению негативных причин, повлекших возникновение первых признаков несостоятельности организации. Без такой программы (плана) финансовая помощь не предоставляется. В рамках этой программы могут быть заключены соглашения о временной отсрочке погашения долгов, о возможном погашении долгов предыдущей организацией, услугами (арендой своих цехов), материальными запасами и другими мерами. Восстановление платежеспособности может требовать структурной перестройки организации, замены руководящих кадров. К арбитражным процедурам (процедуры банкротства) относят (согласно законодательству): ♦ наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; ♦ финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; ♦ внешнее управление имуществом организации-должника - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; ♦ конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; ♦ мировое соглашение применяется по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на любом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами при их согласии, мировое соглашение. Формирование системы банкротства предполагает: ♦ установление единых и надежных для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства организации; ♦ предоставление возможности должникам возобновить свою деятельность; введение системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде; создание системы мер для возрождения бизнеса; разработку механизма регулирования финансового положения должников, которые выполняют свои обязательства, в целях возможности оздоровления их компаний без прекращения бизнеса; ♦ создание коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и приемлемой процедуры разрешения финансовых споров; ♦ ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса прекращения деятельности организации и, в связи с этим, от споров и судебных тяжб; ♦ сохранение в тех случаях, где это возможно, и экономически целесообразно, перспективных организаций, имеющих финансовые трудности; ♦ создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторов, персонала и т.п.) и справедливо распределять конкурсную массу в случае ликвидации обанкротившихся организаций. Данный краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет уберечь экономику от кризиса, а организации от ликвидации, если они имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
|