![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость по- следователей, которая определяется степенью наличия у людей спо- собностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие. Первая составляющая — профес- сиональная — это знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последо- ватель не нуждается в директивах и указаниях. Вторая составляю- щая — психологическая зрелость — соответствует желанию выполнять работу или мотивированности работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, так как они уже внутренне замотивированы. Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей: Ml. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе. М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотива- ция, но нет навыков и умений. МЗ. Люди способны, но не желают работать.Их не привлекает то, что предлагает руководитель. М4.Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер. В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность). Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им под- держку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позво- лило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участ- вующий, делегирующий (рис.11.13). Указывающий стиль (S1)является лучшим в случае низкой зре- лости последователей.Лидер вынужден проявлять высокую дирек- тивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответст- венность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена. Убеждающий стиль (S2)является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в рав- ной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать.Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выпол- нения задания. Участвующий стиль (S3)является лучшим при умеренно высо- кой зрелости последователей.Способные к работе, но не желающие ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание. Делегирующий стиль (S4)является лучшим для руководства высокозрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать, взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе. На рис.11.13 отражены вышеназванные компоненты модели. Модель наглядно демонстрирует то, что на взросление последователей лидер реагирует путем сокращения уровня своего поведения.
|