Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Англия.
Процесс сложения феодальных отношений начался в Англии в 7 в. и происходил параллельно с распространением христианства. Постоянная угроза иноземного завоевания, главным образом со стороны датчан, которые на протяжении нескольких столетий дважды подчиняли себе Англию, привела в 9 в. к объединению страны и созданию государства англосаксов. В 1066 г. правитель французского герцогства Нормандии Вильгельм Завоеватель высадился на берегах Британии и после победы, одержанной им при Гастингсе над войсками англосаксов, покорил всю страну. Нормандское завоевание ускорило и активизировало процесс феодализации. Земли многих англосаксонских феодалов были отобраны и переданы представителям нормандской знати. Крестьянство, до завоевания большей частью свободное, отныне в основной своей массе было закрепощено. Нормандское завоевание способствовало преодолению прежней обособленности Англии. Оно усилило ее политические и культурные связи со странами континента, и прежде всего с Францией. Вступивший в 1154 г. на английский престол Генрих II Плантагенет, положивший начало в Англии Анжуйской династии, одновременно властвовал над значительной частью территории Франции. Опираясь на поддержку мелкого рыцарства, а также на города, начавшие быстро развиваться после нормандского завоевания, королевская власть сумела ограничить права крупнейших сеньоров. Но усиление феодального государства имело своей оборотной стороной резкое обострение социальных противоречий. Закрепощение крестьянства усиливало возмущение народных масс против правящих кругов. В правление сына Генриха II — Иоанна Безземельного крупные феодалы, воспользовавшись широким недовольством, возникшим вследствие усиления налогового гнета и неудач во внешней и внутренней политике, добились некоторого ограничения королевской власти, закрепленного в так называемой Великой хартии вольностей (1215). Еще до высадки нормандцев можно было обнаружить в Англии элементы складывавшегося романского искусства. Процесс его формирования был резко ускорен нормандским завоеванием. Нормандцы принесли с собой уже сложившуюся культуру. Французский язык стал обязательным государственным языком. Принципы французского искусства и, в частности, формы французского зодчества в его нормандском варианте были перенесены на английскую почву. Зависимость от Франции, казалось бы, должна была тем более усилиться, что в Англии работали французские мастера. И, однако, уже в первые десятилетия нормандского господства английская архитектура приобрела свой собственный, резко отличный от французских образцов характер. Факт этот объясняется не только воздействием старых английских традиций, значение которых не могло быть определяющим, ибо французское искусство в данный исторический период находилось на гораздо более высокой ступени развития; более важно, что средневековое английское искусство было искусством молодой, но уже самостоятельной и могущественной страны, выступившей на мировую арену. Как самих французских завоевателей ожидала участь постепенного растворения в массе местного населения, так и принесенная ими культура на новой почве, в иных исторических условиях должна была обрести иную жизнь. Английское искусство романского периода, его эволюция, характер его памятников сравнительно с искусством других стран Европы отличались многими специфическими особенностями. Во-первых, в нем труднее установить четкую границу между романской и готической художественными системами. Так, например, первые конструктивные элементы готики появились в Англии необычайно рано — в начале 12 века, когда во многих европейских странах еще только закладывались основы романского искусства. В 13 веке готика в Англии, так же как и во Франции, достигла расцвета. Но элементы романского искусства оказались при этом очень живучими — даже после перехода к готической системе они сохранялись чуть ли не до 14 столетия включительно. Одновременное сочетание необычайно смелых замыслов и открытий с приверженностью к давно ушедшим традициям, контраст передового и прогрессивного с косным и архаичным весьма характерны для памятников средневековой английской архитектуры и изобразительного искусства. Другая важная особенность искусства Англии — неравномерная развитость отдельных его видов. Скульптура не получила в Англии такого широкого развития, как в странах континента. Если в английских соборах скульптура в редких случаях и применялась в широких масштабах, то она служила преимущественно декоративному обогащению архитектурного образа. Характеристика романской культовой архитектуры Англии представляет известные трудности в связи с тем, что подавляющее большинство соборов достраивалось или перестраивалось уже в формах готики и от романского времени в них сохранились лишь отдельные фрагменты. Отличительные черты англо-романского стиля: 1) постоянное употребление деревянных, а не каменно-сводчатых, потолков, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над средним кораблем; 2) совершенно круглая форма столбов, разделяющих корабли, то имеющих гладкую поверхность, то как бы облепленных рядом колонн и полуколонн, и 3) почти всегдашнее существование верхних галерей под боковыми кораблями и весьма частое, кроме того, над западной стороной трансепта и всеми тремя сторонами хора. Навыки деревянного строительства продолжали сказываться в Англии еще долгое время. В стране, где было много опытных кораблестроителей, вплоть до 16 в. применялись деревянные перекрытия. Благодаря своей легкости они позволяли облегчать опоры и обогащать стены широким применением аркад, эмпор и трифориев. Эти приемы сохранились и в постройках с каменным перекрытием. Перенесенный из Франции тип романского храма вскоре в соответствии с местными требованиями претерпел в Англии значительные изменения. Как и во Франции, романские соборы здесь входили чаще всего в состав монастырей и были окружены поэтому многими разнообразными пристройками. Романский собор в Англии — это обычно очень сильно вытянутое в длину узкое трехнефное сооружение. Духовенству, в Англии еще более многочисленному, чем во Франции, было необходимо предоставить соответствующее место, и это сказалось в значительном увеличении хора. Трансепт в английских соборах обычно пересекает здание посредине, в силу чего половина храма оказывается отведенной для клира, а хор приобретает характер большого самостоятельного пространства. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Представление о вытянутости английских соборов в длину дает один из первых романских храмов — собор в Норвиче, начатый строительством в 1096 г. Он насчитывает, включая хор, восемнадцать травей, в то время как, например, такое монументальное сооружение романского периода, как собор в Борисе, — только десять. Хор в английском соборе не имел на востоке завершения в виде круглой или многоугольной абсиды, как это применялось в других странах; он завершался либо капеллой прямоугольных очертаний, либо просто стеной без всяких выступов. Обход вокруг алтаря обычно отсутствовал. Композиция западного фасада варьировалась. Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада (собор в Дареме, XI—XII вв.). Исходя из местной традиции на западном фасаде возводили только одну башню (собор в Или). О первоначальном внешнем облике романских храмов Англии трудно судить, так как снаружи они более всего подверглись изменениям в готическую эпоху. Все же и здесь можно отметить некоторые характерные для английского зодчества черты. «Многосоставность» общего объема, вообще свойственная романской храмовой архитектуре, в Англии принимает характер своеобразного преизбытка форм, граничащего с раздробленностью. Английские романские соборы выделяются живописностью своего силуэта, обилием мелких членений и форм. Так, в соборе в Или, сооружавшемся во второй половине 12 в., эффектную композицию составляет группа башен западного фасада. По углам монументального фасада (левая часть его не была воздвигнута) были поставлены небольшие восьмигранные башни, а по центральной фасадной оси возвышается грандиозная по ширине и по высоте многоярусная башня. И главная и угловые башни напоминают крепостные башни замков. Это сходство усиливается благодаря тому, что они завершены не обычными пирамидальными шатрами, а плоским покрытием, увенчанным зубцами. Наружные стены романских храмов во многих европейских странах часто оставались глухими; если же они обогащались архитектурно-орнаментальными элементами, то последние лишь подчеркивали тяжесть и массивность стен. В соборе в Или, напротив, наружные стены продольного корпуса, западного фасада и башен на всем своем протяжении насыщены ярусами проемов, слепых окон и аркад со сложной уступчатой профилировкой, благодаря чему впечатление тяжести и косной неподвижности стены в очень большой степени преодолевается. Подобное «каркасное расчленение архитектурных масс и плоскостей уже предвещает принципы готики. Точно так же и внутренний вид романского храма в Англии не производил такого впечатления тяжести и массивности, как многие немецкие и некоторые французские постройки. Так, в соборе в Норвиче это ощущение в значительной мере преодолено благодаря широким проемам арок нижнего яруса, эмпор и окон, сверху донизу раскрывающих стены среднего нефа. Перечень новых крупных строительных работ в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский, Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Особое место среди романских храмов Англии занимает собор в Дерхеме (1096—1133), наименее пострадавший от последующих переделок и потому лучше сохранивший единство стилевого облика. Дерхемский собор — современник известного собора св. Троицы в Кане (Франция), по типу которого он воздвигался. Во внешнем его облике зависимость от прототипа достаточно заметна хотя бы в композиции двухбашенного фасада. Но уже и здесь проявляются собственно английские мотивы. Так, башня над средокрестием превосходит массивностью и высотой фасадные башни, тоже весьма монументальные, а западный фасад в большей степени насыщен элементами архитектурного декора, чем его нормандский прообраз. Дерхемский собор строился с расчетом на каменное перекрытие и замечателен тем, что в его нефах впервые в Англии появился стрельчатый свод на нервюрах. Правда, этот свод еще достаточно массивен и стрельчатая форма его выражена довольно робко, но само столь раннее появление его указывает на скорое наступление господства готических архитектурных форм. В 13 в. восточный конец церкви был преобразован в Капеллу девяти алтарей, а хор покрыт новыми сводами. В 15 в. центральную башню перестроили в соответствии с распространенным тогда «перпендикулярным стилем». Клуатры с южной стороны также относятся к этому времени. В 18 в. были произведены реставрационные работы, нанесшие собору немалый урон: первоначальная каменная облицовка была содрана, последовали и другие переделки. Поскольку Галилейская капелла («Галилея») для кающихся расположена с западной стороны у самого обрыва, вход в собор устроен через портал с северо-западной стороны. Его интерьер вызывает потрясающее ощущение мощи и несокрушимости, прежде всего благодаря огромным столбам, каждый из которых имеет 7 м в обхвате. Длина собора (124 м) особенно впечатляет, отчасти потому, что ее подчеркивает характерный для Англии низ-кий свод (20 м в высоту). К югу от собора расположены монастырские постройки, дающие полное представление о том, как было устроено бенедиктинское аббатство: дом капитула, спальный корпус (дормиторий) и трапезная (рефекторий), сгруппированные вокруг клуатра, имевшего превосходные веерные своды. К северу расположен замок, служивший резиденцией епископа. Скальный массив замка, собор и монастырь образуют ансамбль, свидетельствующий о той почти королевской власти, которой некогда пользовались епископы Дарема. В целом романские соборы Англии при отчетливо выявленной типологической общности планов производят впечатление большого разнообразия форм и свободы архитектурно-композиционных решений. Это впечатление усиливается благодаря живописному расположению храмов. Так, например, Дерхемский собор высится на крутом обрывистом берегу реки, и его мощные башни необычайно Эффектно вздымаются над пышными кронами деревьев и над раскинувшимися невдалеке на пологих холмах невысокими городскими строениями. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже. Типичный замок XII в. - замок Хедингем в Эссексе. Он был построен около 1130 г. и очень напоминает замок Рочестер, возведенный примерно в это же время. Замок стоял к северо-востоку от деревни на краю холма, который искусственно сделали отвесным. Вход во внешний двор в Хедингеме, по-видимому, находился на южной стороне. Здесь было караульное помещение с подъемным мостом и переправой по нему. На другой стороне располагались маленькие помещения для охраны и лестница, ведущая наверх в комнату над воротами, откуда управляли опускающейся решеткой. Было устроено таким образом, что решетка могла подниматься или опускаться, а проход внизу защищался лучниками, стрелявшими из амбразур зубчатых стен. Через сторожку можно было пройти прямо во двор замка. Там находились конюшни и зернохранилище, бараки для солдат и множество необходимых мастерских. Двор был окружен каменными стенами, которые называли куртинами, а снаружи за ними находился ров, по бокам же, вероятно, располагались выступающие башни, позволявшие защитникам стрелять из-за стен и таким образом не подпускать к замку осаждающих. Внутренний двор был окружен стенами, за которыми был выкопан ров и сделана насыпь. На внешней стороне рва был частокол. Очень немногое известно о том, как выглядели куртины и двор замка в XII в. Ведь хотя многие башни и караульные помещения сохранились и до наших дней, стены с тех пор несколько раз перестраивали, чтобы они соответствовали достижениям военного дела различных эпох, а некоторые из них и вовсе сносили из-за нужды в строительном материале. Главная башня (донжон) являлась предметом особой гордости Хедингема. Стены шириной в 10-12 футов были построены из твердого бетона, облицованы барнакским камнем. В Хедингеме облицовка из барнакского камня использовалась вместо опалубки и удерживала бетон на должном месте. Единственный вход в главную башню - на фасаде надвратной башни, от которой до наших дней сохранился лишь фундамент. Надвратная башня в замке Райзинг, в Норфолке, прекрасно сохранилась, и все указывает на то, что она была построена с целью закрыть лестницу, ведущую вверх во внешний вестибюль. Из него, в Хедингеме, можно повернуть на-право и попасть в главную башню через другую дверь, защищенную опускающейся решеткой. На цокольный этаж можно попасть, спустившись по винтовой лестнице внутри башни. Все этажи донжона очень походили друг на друга. Свет в большую, центральную, комнату падал из окон, расположенных в нишах стен. Чем выше располагались окна, тем шире становились ниши, так как в данном случае они представляли меньшую опасность при осаде. В толще стен находились маленькие комнаты. В комнатах второго, третьего и четвертого этажей были камины. Первый (цокольный) этаж, по-видимому, использовался в качестве склада, а помещения внутри стен выполняли функции темниц. Второй или входной этаж был караульным помещением. Над ним размещался большой холл - основное жилое помещение, а последний этаж мог отводиться женщинам. Колодец замка находился в башне, так что гарнизон мог быть уверен в том, что не погибнет от жажды во время осады. Лестница располагалась в одном из углов замка и вела наверх в квадратную башню, выходившую к бойницам; подобные ей башни находились и с трех других сторон замка. Внутреннее убранство большого холла в обычной главной башне представляло собой комнату примерно в 39 футов длиной и 31 фут шириной; но в более крупных замках, как, например, лондонский Тауэр, комнаты достигали 95 футов в длину и 40 футов в ширину. В маленьких комнатах не всегда имелись окна, а поэтому единственным способом проветривания и освещения был проход, возможно завешивавшийся на ночь кожаными занавесями. Эти комнаты использовались в качестве спален для главных семьи, слуги спали на тростниковых половиках на полу в холле. Окна большого холла были очень узкими и в них не было стекол. Очаг, устроенный у внешней стены, имел так называемый дымоход, но вместо того, чтобы отводить дым наверх, чтобы тот выходил из трубы на крыше, как у современных каминов, в то время дымоход выводили в угол через толщу стены, и дым попадал в открытый воз-дух возле одной из подпорок замка. На галерею, проходившую вокруг всего холла, можно было попасть по лестнице, расположенной в угловой башенке, и она использовалась для того, чтобы смотреть на происходившее внизу в зале. Галерея находилась в толще стены и располагалась, таким образом, над маленькими комнатами этажом ниже. Мебель того времени была весьма простой и представляла собой столы на козлах и скамьи, напоминающие школьные; по-видимому, были один или два тяжелых стула, или места, а пол был устелен тростником. Еда подавалась в большом холле, а приготовление ее, по-видимому, происходило на кухне во дворе замка. Большая комната на первом этаже использовалась для приготовления пищи, а кроме того служила в качестве караульного помещения. План второго, или входного, этажа полностью совпадает с планом большого холла этажом выше: здесь также есть очаг и комнаты в толще стены, так что было множество комнат для этих целей и в мирное время не было необходимости держать большое количество воинов в главной башне. Винтовая лестница располагалась в угловой башне замка. Она была построена из камня, и падение с лестницы, должно быть, вызывало весьма болезненные ощущения. Каждая ступенька была встроена в круглое основание на одном конце, а с другой стороны - встраивалась в стену; передняя часть каждой ступени упиралась в заднюю часть нижней ступени. Каждая часть круглого основания в центре идеально подходила к предыдущей, и все вместе они формировали центральную каменную колонну, или стержень.
|