![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки и продвижения персонала по работе как фактор адаптации
Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. Видами профессионального обучения персонала являются подготовка повышение квалификации и переподготовка. Целью – формирование знаний, умений и навыков (компетенций), обеспечивающих повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации. Содержание понятий «знание», «умение» и «навыки» изложено в учебниках по педагогике. Здесь же необходимо более подробно остановиться на психофизиологических закономерностях формирования навыка как основы профессиональной адаптации и мастерства. Навык — это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения (автоматизмом) и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Основное условие формирования навыка — упражнение. Различают перцептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. Такое деление отражает состав основных этапов деятельности (восприятие, принятие и реализация решения). Перцептивный навык (навык восприятия и оценки информации) — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Пример перцептивного навыка — оценка ситуации на дороге опытным водителем, который в отличие от новичка способен посредством быстрого обзора точно оценить дорожную обстановку: количество машин вокруг, их скорость, направления иерестраиваний, потенциальные опасности вокруг собственного автомобиля. Интеллектуальный навык — доведенная до автоматизма реализация алгоритма решения встречавшейся ранее задачи. Скажем, опытный бухгалтер быстрее начинающего разберется в порядке начисления налогов, выбрав одну из схем, встречавшуюся ранее. Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают (вбирают) в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Примером двигательного навыка является навык письма. Первоклассник, начиная заниматься правописанием, делает это неловко, медленно, прилагая к этому огромные усилия. Совершенствование письма через месяцы и годы делает почерк ровным и твердым. Психофизиологический анализ динамики и структуры навыка позволил выделить этапы формирования моторного навыка (М.А.Дмитриева). Предварительный. Здесь происходит формирование программы навыка, расчленение отдельных элементов на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения. Для этого этапа характерна избыточная информация. За счет присутствия ориентировочных движений из всей массы информации выбирается необходимая для данного действия. Аналитический. Движения выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи. Например, между прибором и органом управления. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен суженный объем восприятия —дополнительные сигналы тренирующиеся замечают в ограниченном объеме. Синтетический. Отдельные элементы действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность движений, их взаимосвязь, иерархия. Этап автоматизации. Происходит устранение излишних движений и излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это обусловлено тем, что контроль за движением переходит от зрения к кинестезии. При этом появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, формируется ритм движений. Деавтоматизация. Этап, который может наступить в том случае, если имеет место длительный перерыв в выполнении деятельности. Происходит утрата навыка. Важнейшее условие формирования навыка — повторение, т. е. упражнение, в ходе которого происходят свертывание сознательного контроля действия, перевод контроля на более низкие уровни регуляции деятельности, формирование укрупненных единиц действия. Навыки характеризуются разной степенью обобщенности; чем шире класс объектов и операций, по отношению к которым навык может быть реализован, тем более он обобщен и лабилен. Например, человек, освоивший навыки вождения какого-либо конкретного автомобиля, может без особого труда управлять и автомобилями других марок. Вместе с тем приобретенный ранее навык может стать в каком-то смысле помехой в профессиональной деятельности человека, провоцируя совершение ошибочных действий. Наиболее уязвима в этом отношении деятельность лиц операторского профиля, у которых имеет место явление отрицательного переноса навыка. Суть его состоит в том, что при переходе для работы на другую технику остается высокой вероятность совершения автоматизированных (привычных) действий в тех манипуляциях, где требуются уже другие действия. Анализ динамики формирования навыка, длительности и условий обучения позволил заключить, что успешность формирования навыка определяет ряд факторов: индивидуально-психологические особенности работника: его мотивация, обучаемость (оценивается по критериям, используемым при определении профессиональной пригодности, в частности, моторная координация и др.), общий уровень развития, наличие знаний и умений в других областях; возраст (например, обучение вождению автомобиля сложнее протекает у людей, достигших пожилого возраста); педагогические условия обучения: способ подачи материала (например, формирование навыка в целом или по частям); форма доведения инструкции (для уяснения содержания действия, операции), способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и др.), наличие обратной связи относительно успешности выполнения действий, подкрепление и др. Процесс обучения (формирования навыка) имеет графическое выражение, представляющее собой кривые линии, отражающие зависимость качества подготовки от числа проб или времени обучения. По оси х графика откладывается время обучения (измеряется числом занятий, днями, неделями, месяцами обучения); на оси у — качество выполнения типовых заданий. Показателями качества выполнения типовых заданий могут быть вероятность безошибочного выполнения задания, время выполнения операции, процент выполнения норматива и т.д. Вероятность безошибочного выполнения операции рассчитывается как отношение правильно выполненных операций к общему числу попыток. Такая кривая получила название «кривая обучения» (рисунок 5). То есть качество подготовки специалиста и его динамика имеют конкретные числовые значения. «Кривые обучения» различных профессий характеризуются несколькими общими особенностями. Во-первых, они носят экспоненциальный характер, приближаясь к некоторой асимптоте. Для вероятности выполнения операции это единица, отражающая такой уровень подготовки, когда все пробы выполняются правильно. Время исполнения операций, разумеется, существенно варьирует, однако и в этом случае имеет место приближение к некоторому оптимальному значению. Эти асимптоты (временные и вероятностные) служат показателями достижения учеником «плато обучения» (т. е. графическим отражением сформированности навыка), которое является максимально возможным. Дальнейшие упражнения в данном случае формально не приводят к улучшению Рисунок 5 - «Кривая обучения» показателей. Понятно, это утверждение имеет отношение только к довольно простым навыкам, ибо мастерство работника оттачивается долгие годы, практически не зная пределов совершенства. Второй особенностью «кривой обучения» является гетерохронность изменения параметров, т. е. на некоторых участках графиков обучения может наблюдаться существенное улучшение показателей, тогда как на других могут иметь место так называемые «промежуточные плато» (т.е. моменты, когда упражнения не приводят к улучшению показателей) или даже регресс. Это объясняется тем обстоятельством, что для своеобразного «прорыва» в формировании навыка должна быть подготовлена соответствующая «база», условия. Видимо, многие сталкивались с ситуацией, когда повторение разучиваемого действия долго не дает ожидаемого эффекта, а затем вдруг достигается быстрое улучшение показателей выполнения. Американский психолог Р. Вудвортс выделил на «кривой обучения» начальный, промежуточный и конечный отрезки (собственно «плато»). «Плато» впервые обнаружили Брайен и Хартер еще в 1896 г., исследуя экспериментально процесс обучения телеграфистов. Причем «кривая обучения» передаче сообщений телеграфным ключом монотонна, она не имеет «промежуточного плато», в то время как на «кривой обучения» приему телеграфных сообщений такое «плато» четко видно. Брайен и Хартер объясняли возникновение «промежуточного плато» стадией формирования элементарных навыков, необходимых для дальнейшего развития более сложных и совершенных навыков (рис. 4). При этом они также учитывали, что в отличие от процесса передачи сообщений при приеме телеграфист не может произвольно варьировать темп работы, поскольку он задан извне. «Плато» — весьма длительная задержка в улучшении профессиональных показателей ученика — в данном случае связано с накоплением запаса общеупотребительных слов, после чего прогресс резко ускоряется. Брайен и Хартер показали в 1899 г., что «плато» более выражено при обучении сложным навыкам. При этом возможно временное ухудшение показателей, следующее после «плато».
|