![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностные факторы адаптации
К субъективным (личностным) факторам относятся: · социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.); · социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль, умение действовать рационально, коммуникабельность и т.д.); · социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности труда, наличие установки на профессиональное развитие и т.д.). Особо следует выделить психофизиологический уровень адаптации, результат которой обусловленный набором характеристик субъекта адаптации - адаптивностью (таблица3). Таблица 3 - Индивидуально-психологические особенности, обусловливающие уровень адаптивности
Для успешного освоения профессии, как правило, работник должен обладать некоторым набором способностей, что определяет профессиональную пригодность человека (см. лекцию 7). Вместе с тем индивидуально-психологические качества в течение жизни претерпевают определенные изменения, во многом обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Следует различать процесс адаптации – развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов – и результат адаптации: адаптированность – определенный качественный этап в данном процессе, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков. Адаптированность человека в конкретной трудовой среде объективно проявляется в его поведении, в показателях эффективности труда (его количестве, качестве), в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной). Адаптированность человека в профессиональной среде субъективно проявляется в его удовлетворенности трудовой деятельностью и функциональном состоянии: степени работоспособности, нервно-психологического напряжения и особенностях протекания нервных процессов. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для конкретной трудовой организации, является сложным многоуровневым социально-психофизиологическим процессом и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма работника. Постоянное умственное и эмоциональное напряжение, а также возможные нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться к профессиональной деятельности в ней, вызывает явление психологической дезадаптации. Дезадаптация личности формируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма, субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызвать различные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а также патологические нарушения функций организма человека. На уровне субъекта причиной дезадаптации являются нарушения в области психических механизмов жизнедеятельности человека. На личностном уровне причиной дезадаптации являются трудности приспособления субъекта к социальным нормам поведения, общественным ценностным ориентациям. В научной литературе выделяют следующие формы дезадаптации личности в процессе трудовой деятельности: · несформированность элементов и навыков профессиональной деятельности; · несформированность трудовой мотивации; · неспособность произвольной регуляции поведения; · неумение приспособиться к темпу трудовой деятельности. Понятие дезадаптации личности является вторичным по отношению к понятию адаптации и рассматривается многими авторами как ее самый низкий уровень или фаза. Таким образом, к причинам, приводящим к дезадаптации личности, необходимо отнести биологические и социально-психологические факторы или несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (организм + психика) в значимой ситуации. В настоящее время основными направлениями в изучении На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации исследователи выделяют когнитивный и мотивационно-волевой, активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, – с другой (Александровский, 1976). Феноменально регулирующая роль механизмов активизации, преобразования и распределения ресурсов проявляется в индивидуальном паттерне фоновой ЭЭГ-активности, повышении или снижении общего уровня активации в процессе адаптации, величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации и в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени. На основе анализа взаимодействия ЭЭГ-показателей активационного и продуктивных параметров когнитивного компонента адаптации в операторской деятельности были выделены когнитивные стратегии адаптации, определяющие динамику эффективности деятельности и характер распределения физиологических ресурсов. Показано, что гибкая и мобилизационная стратегии реализуются преимущественно при большом объеме ресурсов, а стратегии компенсации и угадывания – при дефиците ресурсов (Шапкин, Дикая, 1996). Колебательный характер психофизиологических процессов, усиливающийся в измененных психофизиологических функциональных состояниях (ПФС), объясняет причины пропуска значимого сигнала и появление отказов и «провалов» (lapses) вдеятельности оператора вследствие ухудшения ФС человека (см. тему 8). Были выделены «провалы» трех видов: 1) «пульсары» – пропуски сигналов, не связанные со значительным изменением ЭЭГ, когда испытуемый как бы «теряет» сигнал и начинает использовать стратегию угадывания; 2) конструктивные «провалы» – провалы типа микросна, сопровождающиеся резким увеличением мощности медленных волн и уменьшением мощности альфа- и быстрых волн. После самостоятельного пробуждения наблюдается даже повышение продуктивности обнаружения сигнала; 3) деструктивные «провалы», когда для пробуждения требуется постороннее вмешательство и продолжение деятельности становится практически невозможным. Последние характеризуются увеличением мощности медленных и уменьшением мощности бета-2-ритма и наблюдаются при выраженной деформации ПФС испытуемого (Шапкин, Дикая, 1996). Психофизиологические данные помогают на практике различать состояния психической адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, уровни и варианты адаптационных систем, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, которые усиливают или уменьшают компенсаторные возможности и ресурсы человека.
|