Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Метод и методика экономического анализа
1 Метод экономического анализа 2 Классификация частных методов и приемов экономического анализа 3 Системный подход в экономическом анализе 4 Система аналитических показателей и их классификация
1 Метод экономического анализа
Метод экономического анализа –
Особенности метода экономического анализа: 1) использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; 2) изучение причин изменения этих показателей; 3) выявление и изучение взаимосвязи между ними. Экономический анализ всегда использует систему показателей, поскольку отсутствует такой показатель, который бы характеризовал деятельность предприятия, т.к. экономика многогранна и сложна. Система показателей формируется на этапе составления планов, дополняется в ходе проведения анализа.
2 Классификация частных методов и приемов экономического анализа
В экономическом анализе все частные методы и приемы условно делят на две группы:
Прием сравнения заключается в выявлении общего и различного в сравниваемых объектах. В экономическом анализе используют следующие формы сравнения: - сравнение с прошлым; - с предыдущим; - с плановым; - с нормативным; - со средним; - с лучшим; - с аналогичным (в т.ч. с зарубежным аналогом). Сравнения могут быть одномерными и многомерными (несколько критериев для сравнения). При применении приема сравнения необходимо учитывать сопоставимость данных. Сравниваемые объекты должны быть однородны по содержаниям, методам учета и методикам расчета. В случае несоответствия выполняют пересчет на сопоставимые условия. Прием абсолютных, относительных величин. Нельзя применять абсолютные величины без относительных и наоборот. В экономическом анализе используют три вида относительных величин: 1) процентные соотношения используются для характеристики динамики и характеристики состава и структуры объекта исследования; 2) индексы – относительные величины, которые используют в экономическом анализе для характеристики изменений во времени и в пространстве. Определяются по соотношению двух однородных по содержанию абсолютных величин; 3) коэффициенты – относительные величины, которые используют для углубления и детализации анализа. Определяются по соотношению двух разнородных по содержанию абсолютных величин. Прием средних величин. С помощью средних величин в экономическом анализе характеризуют как совокупность в целом, так и каждый объект в совокупности. Наиболее часто в экономическом анализе используют следующие виды средних: 1) средняя арифметическая простая 2) средняя арифметическая взвешенная По этой средней можно усреднить цену от реализации (α, β, γ – объемы натуральные по разным ценам), себестоимость единицы изделия, все показатели организационно-технического уровня производства. 3) средняя хронологическая По этой средней можно усреднить среднегодовую стоимость ОПФ, среднегодовую стоимость имущества, среднюю величину дебиторской задолженности, запасов, среднесписочную численность персонала и т.д. 4) средняя геометрическая Используется для расчета среднегодовых темпов роста по любому показателю. Прием рядов динамики характеризует изменение показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя называется уровнем (y0, y1, y2, …, yn). Для характеристики рядов динамики используют следующие показатели: 1) абсолютное отклонение – разница двух уровней динамического ряда 2) темп роста – отношение двух уровней динамического ряда, выраженное в процентах: , % 3) темп прироста – отношение абсолютного прироста к базовому уровню динамического ряда, выраженное в процентах , % , % 4) среднегодовые темпы роста Прием группировки заключается в расчленении объекта исследования по определенным признакам на группы и подгруппы в целях более детального исследования и синтезе полученных данных. В экономическом анализе используют типологические, структурные, аналитические группировки. Типологические группировки строятся по однородным, однотипным предприятиям. Структурные группировки используют для состава и структуры объекта исследования. Аналитические группировки, наиболее сложные, используют в анализе для выявления формы связи между показателями. Группировки могут быть простыми (один признак) и сложными (несколько признаков). Балансовый метод используют для показателей, которые имеют два или более способов расчета. Заключается этот метод в построении балансовых уравнений или балансовых таблиц. В балансовом уравнении с левой стороны отражается один способ расчета, справа – другой. Методы элиминирования. Индексный метод. 1. Определяется формула, которая в виде произведения увязывает анализируемые факторы с результирующим показателем: , где ТП – товарная продукция; Ч – численность; ПТ – производительность труда. 2. На первое место в формуле ставят количественный, на второе – качественный факторы. 3. Чтобы определить влияние количественного фактора на результирующий показатель, необходимо изменение количественного фактора умножить на базовое значение качественного: 4. Чтобы определить влияние качественного фактора на результирующий показатель, необходимо отчетное значение количественного фактора умножить на изменение качественного показателя: 5. Общее изменение результирующего показателя равно сумме его изменений за счет влияния количественного и качественного факторов. Индексный метод обладает недостатком – при факторном разложении завышается влияние качественного и занижается влияние количественного фактора: Интегральный метод. 1. Определяется формула, которая в виде произведения увязывает анализируемые факторы с результирующим показателем: 2. На первое место в формуле ставят количественный, на второе – качественный факторы. 3. Чтобы определить влияние количественного фактора на результирующий показатель, необходимо изменение количественного фактора умножить на базовое значение качественного и прибавить половину произведения их приращения: 4. Чтобы определить влияние качественного фактора на результирующий показатель, необходимо базовое значение количественного фактора умножить на изменение качественного и прибавить половину произведения их приращения: 5. Общее изменение результирующего показателя равно сумме его изменений за счет влияния количественного и качественного факторов Многофакторные методы: Метод цепных подстановок. 1. Определяется формула, которая в виде произведения и (или) суммы анализируемые факторы с результирующим показателем: , где ПТгод – производительность труда годовая; Тдн – время дневное; ПТдн – производительность труда дневная. 2. В мультипликативных моделях осуществляется расстановка факторов. В начало формулы выставляют количественный, а затем качественный факторы. Если количественных (качественных) факторов несколько, то между собой их расставляют по мере разложения факторного поля. В смешанных моделях перестановку выполнять нельзя, поскольку может нарушиться экономический смысл формулы, но вспомогательные расчеты (по правилу 3) выполняют сначала с количественными, а затем с качественными факторами по мере их упоминания в формуле. В аддитивных моделях влияние фактора на результат равно изменению фактора, поэтому данные модели методом не рассматриваются. Разложение по факторному полю: , где Тсм – время смены; ПТчас – производительность труда часовая. 3. Выполняется ряд вспомогательных расчетов результирующего показателя, в которых постепенно базовое значение факторов меняется на отчетное. Каждая замена связана с отдельным расчетом. Количество расчетов на один больше, чем число факторов в формуле. Первый расчет содержит все базовые факторы и абсолютно равен базовому значению результирующего показателя. Последний расчет содержит все отчетные факторы и абсолютно равен отчетному значению результирующего показателя:
; ; ; . 4. Чтобы определить влияние анализируемого фактора на результирующий показатель, необходимо из результата вспомогательного расчета, полученного вследствие замены этого фактора, вычесть предыдущий результат расчета ; ; . 5. Общее изменение результирующего показателя равно сумме его изменений за счет влияния количественного и качественного факторов . Метод абсолютных разниц. является вариантом метода цепных подстановок, используется для многофакторных моделей. 1. Определяется формула, которая в виде произведения и (или) суммы анализируемые факторы с результирующим показателем: 2. В мультипликативных моделях осуществляется расстановка факторов. В начало формулы выставляют количественный, а затем качественный факторы. Если количественных (качественных) факторов несколько, то между собой их расставляют по мере разложения факторного поля. В смешанных моделях перестановку выполнять нельзя, поскольку может нарушиться экономический смысл формулы, но вспомогательные расчеты (по правилу 3) выполняют сначала с количественными, а затем с качественными факторами по мере их упоминания в формуле. В аддитивных моделях влияние фактора на результат равно изменению фактора, поэтому данные модели методом не рассматриваются: ; ; . 3. По каждому из анализируемых факторов определяется абсолютная разница между отчетными и базовыми значениями. 4. Чтобы определить влияние анализируемого фактора на результирующий показатель, в расчетную формулу результирующего показателя на место этого фактора поставить его абсолютную разницу, а фактор, стоящий в формуле до разницы, учесть в расчете полной отчетной величины, стоящий после разницы, в расчете полной базовой величины: ; ; . 5. Общее изменение результирующего показателя равно сумме его изменений за счет влияния количественного и качественного факторов: . Примечание. Метод работает с мультипликативными и смешанными моделями. Однако, чтобы использовать данный метод в смешанных моделях, их представляют сначала в виде мультипликативных, выполняют все возможные расчеты, затем в виде аддитивных и выполняют оставшиеся расчеты: , где Ппр – прибыль от продаж; V – натуральный объем; Ц – цена; Сед – себестоимость единицы изделия ; ; . Метод относительных разниц используется для многофакторных моделей. Работает только с мультипликативными моделями. 1. Определяется формула, которая в виде произведения и (или) суммы анализируемые факторы с результирующим показателем: 2. В мультипликативных моделях осуществляется расстановка факторов. В начало формулы выставляют количественный, а затем качественный факторы. Если количественных (качественных) факторов несколько, то между собой их расставляют по мере разложения факторного поля: ; ; . 3. Чтобы определить влияние первого фактора в формуле на результирующий показатель, необходимо базовое значение результирующего показателя умножить на относительный прирост этого фактора: ; 4. Чтобы определить влияние второго и всех последующих факторов на результирующий показатель, необходимо к базовому значению результирующего показателя прибавить его абсолютные изменения за счет впереди стоящих факторов, полученную сумму умножить на относительный прирост анализируемого фактора: ; . 5. Общее изменение результирующего показателя равно сумме его изменений за счет влияния количественного и качественного факторов:
3 Системный подход в экономическом анализе
Экономический анализ в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа выделяют, как правило, 6 этапов:
Главная ценность системного экономического анализа – в процессе его проведения строится логико-методологическая схема, соответствующая внутренним связям показателей и факторов, которая открывает широкие возможности для применения ЭВМ и математических методов. Сначала делается предварительная характеристика хозяйственной деятельности по системе важнейших показателей, затем глубоко анализируются факторы и причины, определяющие эти показатели, выявляются внутрихозяйственные резервы. На основе такого анализа оценивается деятельность предприятия, проверяются формирование и использование фондов экономического стимулирования.
4 Система аналитических показателей и их классификация
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в определенную систему. Их можно подразделить на: 1) стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей; 2) количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; 3) объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений. Стоимостные – самые распространенные (например, показатель реализованной продукции). Важным стоимостным показателем, используемым при анализе, является показатель товарной продукции. В состав товарной продукции входят: готовые изделия, реализованные полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного конкретного измерителя зависит от физических свойств продукции (мука – в тоннах, ликероводочные изделия – в декалитрах и т.д.). Условно-натуральные показатели применяются при планировании и анализе деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообразного ассортимента, при использовании натуральных измерителей для обобщающей характеристики объемов производства, для сравнительного изучения выпуска всей продукции за ряд лет (например, Коровая единица в сельском хозяйстве, с помощью которой сравнительно оценивают экономичность производства кормов). Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостных, так и в натуральных измерителях (например, объем реализации продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения производственной программы – в натуральных или денежных измерителях). Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат. Показатели, характеризующие, например, качество промышленной продукции, разнообразны; они зависят от технологических особенностей того или иного производства (в сельском хозяйстве: урожайность с 1 га и продуктивность одной головы домашних животных; урожайность зависит от качества посевного материала, обработки земли, своевременности посева и т.д.). Объемные показатели – величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли. Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество работ – объемные показатели, а отношение одного ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего, - удельный показатель. Удельными показателями являются урожайность с 1 га и продуктивность одной головы скота. Находит применение в сравнительном анализе продуктивность сельского хозяйства на 100 га земельных угодий. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение бизнес-плана, структуру, динамику, интенсивность развития. Каждый из рассмотренных выше показателей имеет свой определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной области и тем более работу предприятия в целом.
|