Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Организация экономического анализа и его информационной базы






 

1 Планирование и требования к проведению экономического анализа

2 Основные этапы проведения аналитической работы

3 Организационные формы и исполнители экономического анализа

4 Документальное оформление результатов экономического анализа

 

1 Планирование и требования к проведению экономического анализа

 

Результативность экономического анализа деятельности предприятий во многом зависит от правильности организации и четкого планирования аналитической работы. В современных условиях, когда роль и значение экономического анализа резко возрастают, нельзя вести эту работу без конкретного плана. Поэтому составным элементом в организации аналитической работы на предприятии является планирование.

Практика организации аналитической работы на предприятии показала, что на предприятии необходимы:

1) комплексный план аналитической работы

2) тематические планы.

Комплексный план

 

При разработке плана обязательно должна учитываться периодичность изучения важных проблемных вопросов, преемственность анализа за отдельные периоды времени.

В комплексном плане также должны быть предусмотрены источники информации, которые будут использоваться при анализе, технические средства проведения анализа, организация проведения контроля за выполнением намеченных по результатам анализа мероприятий.

Тематические

 

 

В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Организация экономического анализа на предприятиях должна соответствовать ряду требований:

1) научный характер анализа. Анализ должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов, проводиться с использованием научно обоснованных методик;

2) обоснованное распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько целесообразно это распределение зависит не только полнота охвата объектов анализа, но и исключается возможность многократного (разными лицами) проведения одних и тех же исследований. Это способствует более эффективному использованию рабочего времени специалистов и обеспечивает комплексность анализа;

3) аналитическое исследование должно быть эффективным. Это значит, что затраты на его проведение должны быть наименьшими при относительной глубине анализа и его комплексности;

4) унификация аналитической работы. Создание методик, предполагающих ограниченное число заполненных таблиц. Они должны быть специфическими для каждого внутрихозяйственного подразделения и в совокупности давать комплексное представление о результатах хозяйствования. Все показатели таблиц должны быть пригодными для сравнения, оценки и обобщения. Это создает направления для строгого распределения обязанностей по проведению анализа, уменьшает затраты времени на анализ.

 

2 Основные этапы проведения аналитической работы

 

Аналитическая работа на предприятии зависит от ряда факторов, среди которых — структура управления предприятием, состав подразделений — отделов, служб, цехов, производств, их производственная мощность, система учета, его централизация, механизация и др. Залог успеха проведения анализа хозяйственной деятельности - правильная его организация, предполагающая соблюдение определенных обязательных требований его проведения.

К аналитической работе на предприятиях привлекается широкий круг работников не только экономических, но и технических отделов, цехов, участков, бригад. Каждый функциональный отдел анализирует свою работу во взаимосвязи с результатами работы предприятия. Возглавляет и контролирует работу на крупных предприятиях главный экономист, главный бухгалтер, на небольших предприятиях начальник ПЭО и главный бухгалтер.

Выполнение аналитической работы осуществляется по этапам:

1 этап. Осуществляется разработка программы проведения анализа.

На этом этапе определяются цель, объект и задачи анализа, глубина исследования и основные направления использования результатов анализа. На этом этапе разрабатывается календарный график проведения анализа, распределяются отдельные участки работы между исполнителями, указываются источники анализа и способы получения недостающей информации, период, за который будет оцениваться хозяйственная деятельность, разрабатываются статьи аналитических таблиц и указания по их заполнению, а также предложения по графическому оформлению материалов и результатов анализа.

2 этап. Отбор и подготовка источников информации.

Этот этап призван обеспечить аналитическую работу необходимыми материалами о деятельности предприятия. Подготовка материалов к анализу осуществляется в подборе информации по заранее составленной программе. Проверяют правильность заполнения форм, полноту отчетных данных, их достоверность, наличие подписей ответственных лиц. При проверке информации особое внимание следует обратить на сопоставимость данных, т.к. за анализируемый период могли произойти изменения цен, тарифов, нормативов, методов учета и планирования. Все эти изменения требуют пересчета показателей. Кроме того, проверяется согласованность одноименных показателей в разноименных формах отчета. На этом этапе проводится также упрощение цифрового материала, заключающееся в округлении чисел, а также проводится арифметический, логический и балансовый контроль.

Арифметический контроль - это проверка итогов и сопоставление тех показателей, которые связаны между собой или вытекают один из другого. Он дает возможность установить ошибки, неточности.

Логический контроль состоит в сравнении полученных показателей с их плановыми или нормативными значениями или с этими же показателями, но за предыдущие периоды. Логический контроль дает возможность выявить явные ошибки.

Балансовый контроль заключается в составлении баланса показателей и применяется для тех из них, которые имеют арифметическую зависимость.

3 этап. Аналитическая обработка информации.

Этот этап включает предварительную оценку и анализ причин изменений и отклонений от производственной программы.

На этом этапе определяют абсолютные величины отклонений показателей, исчисляют проценты, темпы роста, прироста, коэффициенты, осуществляют группировку показателей. Определяют факторы, повлиявшие на уровень анализируемых показателей, устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости между показателями. Исчисляют величину влияния каждого фактора, выявляют потери и неиспользованные возможности. Дается оценка деятельности предприятия.

4 этап. Обобщение и оформление результатов анализа.

На этом этапе всестороннее изучение анализируемых источников информации заканчивается оценкой деятельности предприятия, осуществляется сводный подсчет резервов и разрабатываются выводы и предложения для принятия решений по результатам анализа. Выводы и предложения должны быть объективными и конкретными, четко сформулированными и подтверждены расчетами. В зависимости от целей и задач анализа обобщение результатов анализа производится в разной форме.

5 этап. Разработка организационно-технических мероприятий по устранению недостатков и потерь.

На этом этапе разрабатываются экономически целесообразные решения по дальнейшему техническому совершенствованию производства, внедрению научной организации труда, повышению уровня механизации, внедрению новейших технологий, производится расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий. Разработанные мероприятия по повышению эффективности производства учитываются при составлении планов на следующий хозяйственный период.

В организации экономического анализа важное значение имеет правильное распределение обязанностей по проведению экономического анализа между руководителями предприятия.

 

3 Организационные формы и исполнители экономического анализа

 

Организационные формы анализа предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

На крупных предприятиях деятельностью всех экономических служб руководит главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер.

Эффективность функционирования организационной структуры экономического анализа в значительной степени зависит от состава его участников, их взаимосвязи, распределения обязанностей в системе управления производством.

Только при правильном распределении функциональных обязанностей по выполнению аналитической работы между специалистами предприятия и его структурных подразделений, анализ имеет практическое значение, и на его основе можно разработать мероприятия по совершенствованию технологии труда, улучшению использования ресурсов, увеличению объема и повышению качества производимой продукции.

Для обеспечения высокого уровня аналитической работы необходимо найти эффективные организационные формы обязательного участия в проведении анализа всех функциональных служб и подразделений предприятия, принимающих управленческие решения. При этом аналитическая работа, осуществляемая в разных подразделениях предприятия, должна проводиться по единому плану. Это достигается сосредоточением руководства и координации отдельных разделов анализа в ПЭО.

Главный экономист предприятия координирует всю экономическую работу, осуществляет методологическое и методическое руководство по анализу. В его обязанности входят экономические исследования по перспективным вопросам развития предприятия, осуществление всестороннего комплексного анализа, обобщение предоставляемых материалов, разработка предложений и рекомендаций по использованию выявленных резервов. Он организует всю аналитическую работу предприятия, контролирует деятельность экономической службы, оказывает непосредственную помощь в проведении анализа других отделов, служебных подразделений.

Специалисты ПЭО анализируют выполнение заданий по снабжению, производству и реализации продукции, изучают прогрессивность норм трудовых затрат, уровень себестоимости, анализируют технологию производства, системы организации труда, его производительность, использование рабочего времени, показатели использования техники и т.д., а также участвуют в обобщении материалов анализа, в разработке предложений и рекомендаций, обеспечивают контроль за внедрением рекомендаций в производство.

Специалисты учетно-финансового отдела анализируют бухгалтерские балансы, отчеты о выполнении планов по реализации продукции, прибыли и другим финансовым показателям, состояние объемов банковского кредитования и эффективность использования ссуд.

Специалисты производственного отдела анализируют соблюдение технологии производства, норм расхода ТМЦ, выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы и т.д.

Руководители и специалисты цехов, бригад, участков систематически анализируют все данные первичного бухгалтерского учета по производству и реализации продукции, затратам материально-технических средств, по соблюдению трудовой дисциплины, технологических режимов, по использованию рабочего времени, выполнению норм выработки.

Примерное распределение обязанностей следующее: периодически анализ экономики предприятия проводится вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности.

 

Темы анализа Исполнители
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

4 Документальное оформление результатов экономического анализа

Завершающим этапом аналитической работы является оформление результатов анализа и обеспечение контроля за выполнением управленческих решений. Результаты анализа оформляются по-разному в зависимости от цели и задач. В процессе обработки и изучения материалов составляются аналитические таблицы, а по отдельным вопросам - графики, диаграммы, которые используются для более наглядного отражения и массового отражения и массового показа результатов анализа.

Таблицы должны быть простыми для понимания и правильно отражать содержание изучаемого вопроса. Поэтому нецелесообразно строить их громоздкими и перегружать обилием цифр. Если с помощью таблиц не удается четко проследить зависимость между показателями или добиться наглядности, то используют графические методы изображения.

По данным анализа, заключенным в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. делаются выводы. Выводы по результатам анализа должны быть конкретными, обоснованными, убедительными.

На основании сделанных выводов разрабатываются предложения и мероприятия по улучшению работы предприятия, устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов производства. Предложения и рекомендации должны быть конкретными, с указанием сроков и ответственных исполнителей за их выполнение. Они подтверждаются специальными расчетами, данными аналитических материалов.

Результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений оформляются в виде документов. Это могут быть: пояснительная записка, справка, заключение.

Пояснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящие организации. Если результаты анализа предназначены для внутреннего пользования, то они, как правило, оформляются в виде справки.

Заключениепишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.

Содержание пояснительной записки должно быть достаточно полным. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, пояснительная записка должна содержать общие вопросы: экономический уровень развития, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы. При ее оформлении особое внимание нужно уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

В отличие от пояснительной записки, содержание справки и заключения должно быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков и достижений, выявленных резервов и способов их освоения. Здесь может быть опущена общая часть, содержащая характеристику предприятия и условий его деятельности.

Результаты анализа могут оформляться в бестекстовой форме. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Такой порядок оформления рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в отобранной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает действенность анализа, т.к. сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов. Результаты анализа и разработанные на их основе мероприятия целесообразно обсуждать на собраниях коллектива предприятия и его подразделений. Практическую реализацию они получают после соответствующих постановлений собраний, приказов руководителя или вышестоящих органов управления.

Разрабатываемые по результатам анализа мероприятия и рекомендации после их утверждения становятся обязательными для выполнения. Необходимо, чтобы каждое предложение было конкретным и реальным, а его выполнение обеспечено материальными, денежными ресурсами и ответственными исполнителями. Определяют также сроки исполнения и ожидаемые результаты, эффект от внедрения разработанных мероприятий.

Важное значение при реализации результатов анализа имеет постоянный контроль за выполнением намеченных мероприятий, привлечение к работе по их осуществлению всех работников предприятия.

Лекция 6. Методика выявления и подсчета величины резервов и повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов

 

1 Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация

2 Принципы организации поиска и подсчета резервов

3 Методика определения величины резервов

 

1 Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация

 

Слово «резерв» в переводе с французского означает запас, с латинского — сберегать, сохранить. В связи с этим в специальной литературе и практике анализа термин «резерв» употребляется в двояком значении.

Во-первых, резервы в значении запаса материальных ценностей как условие обеспечения производств. Необходимость наличия таких резервов обусловлена, например, сезонностью производств. Кроме материальных предприятия имеют определенный запас трудовых ресурсов и денежных средств.

Во-вторых, резервы как возможность увеличения производства продукции, повышения ее качества, снижения себестоимости, более полного и рационального исследования всех видов ресурсов: трудовых, материальных, земельных, денежных. Они могут быть включены в производство путем ликвидации потерь рабочего времени, укрепления трудовой дисциплины, повышения квалификации работников, снижения простоев техники и оборудования, экономического расходования средств и т.д.

Следовательно, хозяйственные резервы — это потенциальные возможности предприятий для повышения эффективности производства и качества работы трудовых коллективов.

В экономической литературе понятие резерв сводится часто к снижению потерь в использовании резервов. Правильнее под резервом понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительности и производственных отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат — это одно направление использования резервов. Другое связано с большими возможностями ускорения НТП как главного рычага и повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного потенциала предприятия.

Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.

Резервы классифицируются по различным признакам:

1) по пространственному признаку выделяют:

а) внутрихозяйственные;

б) отраслевые;

в) региональные;

г) общегосударственные.

К внутрихозяйственным принадлежат резервы, которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии. Они связаны с ликвидацией потерь и непроизводительных затрат ресурсов. К ним относятся потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации и технологии производства и т.д.

Отраслевые выявляются только на уровне отрасли, масса этих резервов является компетенцией отраслевых объединений, министерств, ассоциаций.

Региональные резервы могут быть выявлены и использованы в пределах географического района (использование местного сырья и топлива, энергетических ресурсов, централизация вспомогательного производства независимого от их ведомственного подчинения и т.д.)

К общегосударственным резервам можно отнести ликвидацию диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности, системы управления национальной экономикой и т.д.

2) по признаку времени:

а) текущие;

б) перспективные.

Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени. Как правило, текущие резервы должны быть обеспечены тремя факторами производства (например, резерв увеличения производства продукции за счет расширения производственной мощности предприятия должен быть обеспечен резервами увеличения численности работников или ростом производительности труда и дополнительными запасами сырья и материалов). Только при таком условии резервы могут быть основаны в текущем периоде.

Перспективные резервы рассчитаны обычно на долгое время. Их использование связано со значительными капитальными вложениями, внедрением новейших технологий, НТП.

3) по стадиям процесса воспроизводства:

а) в сфере производства;

б) в сфере обращения.

4) по характеру воздействия на результаты производства:

а) экстенсивные;

б) интенсивные.

5) по уровню затратоемкости освоения — связанные:

а) с сокращением потерь сырья и готовой продукции — наименьших затрат;

б) с внедрением достижений науки и передовой практики без реконструкции;

в) с реконструкцией и техническим перевооружением.

6) по способам выявления:

а) явные;

б) скрытые.

К явным относят резервы, которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности. Они в свою очередь могут быть безусловными и условными. К условным относятся резервы, связанные с недопущением безусловных потерь сырья и рабочего времени и отраженные в отчетности. Это недостача и порча продукции и материалов на складах, производственный брак, потери от списания долгов, выплаченные штрафы и др. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, расточительства, невыполнения обязательств по договорам. Чтобы предотвратить такие потери, необходимо навести порядок в хранении и перевозке материальных ценностей, организовать действенный учет и контроль, обеспечить выполнение обязательств перед покупателями и поставщиками.

К условным потерям относятся перерасходы всех видов ресурсов по сравнению с действующими нормами. Условными они считаются потому, что нормы, которые служат базой сравнения не всегда оптимальны.

К скрытым резервам относятся те, которые связаны с внедрением НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом. Для их выявления необходимо сделать сравнительный анализ.

7) по времени возникновения:

а) не учтенные при разработке планов;

б) возникшие после утверждения планов.

Первый вид резервов — упущенные возможности повышения эффективности производства, существовавшие в момент разработки планов, но неучтенные, что является признаком недостаточной обоснованности и напряженности планов.

Другой вид ресурсов — это возможности, возникшие после разработки планов, связанные с быстрыми темпами НТП, с появлением новых решений, новых возможностей.

8) по видам ресурсов, связанные с использованием:

а) земельных угодий;

б) основных средств;

в) предметов труда;

г) трудовых ресурсов.

Такая классификация резервов необходима для сбалансированности их по всем видам ресурсов. Если по какому-либо виду ресурсов резервов не хватает, то в расчет принимается наименьшая величина резервов, выявленная по одному из них.

 

2 Принципы организации поиска и подсчета резервов

Осуществляя поиск и подсчет резервов следует руководствоваться следующими принципами:

1) поиск резервов должен носить научный характер, основываться на положениях материалистической диалектики, знании экономических законов, достижениях науки и передовой практики. Необходимо при этом хорошо знать экономическую сущность и природу хозяйственных резервов, источники и основные направления их поиска, а также методику и технику их подсчета и обобщения;

2) поиск резервов должен быть комплексным и системным. Комплексный подход требует всестороннего выявления резервов по всем направлениям хозяйственной деятельности с последующим их обобщением. Системный подход к поиску означает умение выявлять и обобщать резервы с учетом взаимосвязи и взаимоподчиненности изучаемых явлений. Это позволяет, с одной стороны, более полно выявлять резервы, с другой – избежать их повторного счета;

3) принцип предотвращения повторного счета. Повторный счет резервов возникает при их обобщении, когда не учитывается взаимодействие различных факторов, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности. Например, нельзя суммировать резервы увеличения производства продукции за счет более полного использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда, так как все эти факторы действуют одновременно и взаимосвязано. Чтобы избежать повторного счета резервов, необходимо хорошо представить взаимосвязь, взаимодействие и взаимоподчиненность всех исследуемых показателей, на которых основывается выявление резервов;

4) обеспечение комплексности, т.е. сбалансированности по трем основным факторам производства. Наибольший резерв, выявленный по данному из ресурсов, не может быть реализован, если недостает резервов по другим ресурсам. Поэтому возникает необходимость проверки комплектности резервов. Резерв будет комплектным тогда, когда он обеспечен всеми необходимыми ресурсами и не только в стоимостной оценке, но и по натурально-вещественному составу;

5) резервы должны быть экономически обоснованными, т.е. при их подсчете необходимо учитывать реальные возможности предприятия, а расчетная величина этих резервов должна быть подкреплена соответствующими мероприятиями;

6) поиск резервов должен быть оперативным. Чем оперативнее производится поиск резервов, тем более эффективен этот процесс. Особенно важное значение имеет сокращение времени между выявлением и освоением резервов;

7) планомерность, систематичность поиска резервов;

8) массовость поиска резервов, т.е. привлечение к этому процессу всех работников, развитие и совершенствование общественных форм экономического анализа;

9) выделение «ведущих звеньев» или «узких мест» в повышении эффективности производства. По этому принципу выделяют участки производства, где систематически не выполняются планы или имеются большие потери сырья, производственный брак, простои техники и т.д.

Таким образом, определяются направления, по которым поиск резервов идет в первую очередь. Определение резервоемких направлений значительно повышает эффективность поиска резервов.

 

3 Методика определения величины резервов

 

Чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет их должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные и скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный).

При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход основывается на конкретных организационно-технических мероприятиях.

Для подсчета величины резервов в анализе используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования и т.д.

Способ прямого счета применяется для подсчета резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов.

Возможность увеличения выпуска продукции в этом случае определяется следующим образом: дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия делится на плановую или возможную норму их расхода на единицу продукции или умножается на плановую (возможную) ресурсоотдачу, т.е. МО, ФО, ПТ

или

Способ сравненияприменяется для подсчета величины резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяются в сравнении с плановыми нормами или их затратами на единицу продукции на передовых предприятиях.

Резервы увеличения производства продукции за счет недопущения перерасхода ресурсов по сравнению с нормами определяются следующим образом: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножается на фактический объем ее производства и делится на плановую норму расхода или умножается на плановый уровень ресурсоотдачи.

или

Для определения величины резервов в анализе широко используются способы детерминированного факторного анализа: метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных разниц, интегральный, логарифмический и т.д.

Методика подсчета величины резервов в данном случае аналогична методике расчета влияния отдельных факторов.

Для подсчета хозяйственных резервов по результатам корреляционного анализа полученные коэффициенты уравнения регрессии при соответствующих факторных показателях нужно умножить на возможный прирост факторов:

где bi –коэффициент регрессии уравнения связи.

Большую помощь в определении резервов оказывают способы математического программирования. Они позволяют оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурс и тем самым выявить дополнительные и неиспользованные резервы производства путем сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с фактическим или плановым их уровнем.

Особенно высокоэффективным методом выявления резервов является функционально-стоимостной анализ. При использовании данного метода резервы определяются как разница между реально сложившимися затратами на производство продукции и затратами в новом, усовершенствованном варианте, полученном при совмещении функций, ликвидации ненужных функций и т.д.

Расчетно-конструктивный метод применяется при подсчете резервов в тех случаях, когда исследуемый результирующий показатель можно представить в виде кратной модели. Например, производительность труда определяется отношением объема выпуска продукции к количеству затраченного на его производство труда. Значит для увеличения производительности труда необходимо, с одной стороны, найти резервы увеличения объемов выпуска продукции, а с другой — резервы сокращения затрат труда. И в то же время нужно учитывать, что для освоения резервов увеличения производства требуются дополнительные затраты труда:

Этим способом можно подсчитать резервы снижения себестоимости продукции за счет увеличения объема производства и сокращения затрат по отдельным статьям, а также резервы увеличения уровня рентабельности за счет увеличения суммы прибыли и снижения полной себестоимости реализованной продукции.

Все выявленные резервы должны быть подкреплены соответствующими мероприятиями. Только в этом случае величина резервов будет реальной и обоснованной. Это может осуществляться двумя способами:

1) выявляются резервы формальными методами, а затем разрабатываются мероприятия, которые позволяют освоить выявленные резервы;

2) разрабатываются мероприятия, затем подсчитываются резервы.

Наиболее обоснованным является второй способ подсчета резервов, в основу которого положены конкретные мероприятия с учетом реальных возможностей предприятия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал