![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование рабочего места
Типовой проект (паспорт) рабочего места рабочих и служащих включает следующие разделы: - назначение и общие характеристики рабочего места; - планировка рабочего места; - мебель, оборудование и технические средства; - функциональные обязанности (основные элементы работы); - методы и приемы труда; - условия труда; - оплата труда; - организация обслуживания; - регламентирующая документация; - загрузка рабочего места (нормирование); - охрана труда и техника безопасности. Исходными данными для разработки паспортов рабочих мест являются: - типовые паспорта рабочих мест; - модели рабочих мест сотрудников; - штатное расписание предприятия; - положение об оплате труда; - схема монтажа технических средств; - инструкции по эксплуатации; - нормативы управленческого труда; - инструкции по технике безопасности; - рабочий проект здания (офиса); - спецификация на мебель и оборудование; - положения о подразделениях; - должностные инструкции; - контракты сотрудников; - нормативы площадей на 1 сотрудника. Методика разработки паспорта рабочего места включает в себя следующие этапы: 1. Анализ литературы, типовых проектов рабочих мест, посещение передовых офисов. 2. Расчет потребности в площадях, оборудовании, технических средствах, разработка технического задания на типовые рабочие места для подразделений. 3. Разработка технического проекта рабочего места, заказ мебели и оборудования, проведение ремонта помещений, монтаж мебели, разработка регламентирующих документов. 4. Внедрение паспорта рабочего места. Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Выделяют следующие основные системы планировки помещений. 1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком - увеличение затрат на отопление и освещение и удлинение маршрутов документопотоков. 2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на одного служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток - невозможность создания интимной творческой обстановки, особенно для ученых и руководителей, и избыточный шум в зале. 3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1, 5 - 2, 0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда. Эта система широко применяется в крупных западных компаниях. Примеры размещения рабочих мест приведены в приложении 8.2. При распределении помещений рекомендуется соблюдать следующие правила. - В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения. - Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией. - Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой. - Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений. - Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам. Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на 1 сотрудника и проектируемой мебели и оборудования: - общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяются по рабочим чертежам здания; - число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия; - нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах. В табл. 8.1. приведены принятые в различных странах нормы площадей для размещения персонала в зависимости от категории руководителей и специалистов. Таблица 8.1. Нормы площадей для размещения служащих в различных странах (м2)
Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата. При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину. Основные правила организации рационального рабочего места специалиста представлены в приложении 8.3.
|