Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценностные ориентиры современного начального образования.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 4-5. Аксиологические основы методики начального обучения русскому (родному) языку. План: 1. Ценностные ориентиры современного начального образования. 2. Реализация аксиологического подхода в теории и практике начального языкового образования. 3. «Ценность» как центральное понятие аксиологического подхода к содержанию образования.
Ценностные ориентиры современного начального образования. «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства, - отмечается в Фундаментальном ядре содержания общего образования, - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенции, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [353, с. 9]. Именно ценности, подчеркивается в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, «определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника» [265, с. 20]. Согласно этим положениям в новых федеральных государственных образовательных стандартах в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода к содержанию образования, развития, воспитания и социализации учащихся были определены основные задачи, направления и базовые ориентиры [132, c. 6-7] развития системы образования, на основании которых в рамках аксиологического (ценностного) принципа организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся [265, с. 20] сформулированы «ценностные ориентиры начального образования», конкретизирующие общие образовательные установки: · формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; · формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; · развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря к знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; · развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); · развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей» [132, c. 7-8]. Безусловный приоритет ценностно-нормативного (духовно-нравственного) ядра содержания современного российского образования [99, с. 6, 15] определил в новых федеральных государственных образовательных стандартах наличие многочисленной лексики аксиологического содержания, среди которой выделяются: ценностно-нормативная основа, ценностно-смысловая сфера личности, эмоционально-ценностное развитие, единообразие ценностей, базовый ценностный консенсус [99, с. 5, 6, 9, 19], ценностные установки, эмоционально-ценностное отношение [253, с. 7, 22] и др. Кроме того, в анализируемых документах государственного образца разграничиваются ценности: базовые, базовые национальные, духовно-нравственные, знания, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, личности, мирового сообщества, моральные, национальные, нравственные, общечеловеческие, общенациональные, основные моральные, различных социальных групп и общества в целом, религии, религиозной жизни человека, российской гражданской нации, самобытных культур, семейной жизни, системообразующая, Учителя [99, c. 5, 6, 8, 11, 15, 16, 18, 20, 22], иных культур, коллектива, отечественной и мировой культуры, школы [132, c. 6, 8], других людей (ближних), семьи, общества, общие, общие национальные духовные и нравственные, социальные, человеческой жизни [353, с. 9, 10] и др. Несмотря на многочисленную терминологию аксиологического характера, а также разнообразные системы ценностей, представленные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, вновь, как и с термином «культура», обращает на себя внимание отсутствие (неопределенность) в глоссариях «фундаментальных социальных и педагогических понятий» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [99, с. 7-9] и «используемых понятий, обозначений и сокращений» Основной образовательной программы образовательного учреждения [265, c. 178-181] категории «ценность», определяющей «основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника» [265, с. 20].
|