Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация аксиологического подхода в теории и практике начального языкового образования.






Необходимо отметить, что, аксиологические основы организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся достаточно широко представлены в теории и практике начального языкового образования. Так, среди современных концепций начального обучения русскому языку получили свое теоретическое обоснование: аксиологический аспект исследования методики обучения грамоте (А.А. Штец) [374, c. 21-26], духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета (С.Г. Макеева) [213], коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования (З.И. Курцева) [181], этические [55, с. 24-41] и регулятивные [55, с. 41-49] основания образовательной системы нового поколения (Р.Н. Бунеев), этнокультурный ком­понент обучения русскому языку в начальных классах православной гимназии (Н.В. Софронова) [300], аксиологический (ценностный) подход к языковому образованию как средству формирования индивидуальной системы ценностей и идеалов через приобщение к культуре своего народа (О.И. Липина) [198, с. 11] и др.

«Сопряжение деонтологического и аксиологического в рамках реализации образовательной системы, - согласно Р.Н. Бунееву, - достигается, во-первых, за счет целенаправленно созданных или спонтанно возникающих ситуаций морального выбора (это и ситуации-секунды, требующие реализации золотых правил нравственности, - Н.Е. Щуркова, это и информация наведения на идею, и информация наведения на мысль - Г.С. Сухобская, это и теоретическое, логическое и эмпирическое доказательности моральных норм и принципов - А.В. Зосимовский). Во-вторых, за счет использования диалоговых форм работы учащихся как в процессе обучения, так и в процессе воспитания (это и убеждающее воздействие - Ю.Н. Кулюткин, это и дискуссии, и ролевые игры и т. д. с целью воссоздания процесса совместных решений, разработки проектов) [55, c. 34-35].

Регулятивной идеей, в логике изложения Р.Н. Бунеева, «при создании образовательной системы нового поколения является идея о конструктивности нравственности, которая обеспечивает взаимопонимание между разными людьми, в том числе и между учителем и учащимися на пути их восхождения к культуре. В этой идее, - подчеркивает автор, высвечивается значение «золотого правила» нравственности в статусе ценности, становящейся критерием оценивания того, действительно ли происходит стабилизация человеческого сообщества и утверждается самоценность человека» [55, c. 42]. С точки зрения И.Л. Зеленковой, в образовательной системе должен быть целевой блок, в котором центральное место принадлежит «регулятивной идее», какой является стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека [120, с. 16], которая «опи­сывается этически, а именно: каким должен быть выпускник, занимающийся по Образовательной системе «Школа 2100», в свете морального закона. Выпускник способен к самостоятельному и ответственному моральному и ценностному выбору в рамках решения задачи: «Как это человеку необходимо?», к выбору, затрагивающему интересы других людей, но не причиняющего вреда им, не порождающего непонимание между людьми» [55, c. 42-43].

Регулятивная идея - конструктивность нравственности, - подытоживает Р.Н. Бунеев, - находит свое концептуальное воплощение в психологии, педагогике и в портрете современного выпускника школы, в том числе и выпускника, занимающегося по Образовательной системе «Школа 2100». Так, «портрет выпускника начальной школы», описывающей не просто ожидае­мые требования, но реальные результаты работы по анализируемой образовательной системе, включает в себя:

1. Познавательное развитие: Инициативность в познавательной деятель­ности. Функциональная грамотность. Наблюдательность. Склонность искать причины увиденного. Склонность искать место данному событию среди подобных явлений. Свободное владение наиболее употребительными знаниями и их использование в практической жизни. Допустимость нескольких разных ответов на один вопрос; доброжелательность к другой точке зрения. Склонность к размышлению. Склонность пользоваться книгами и другими источниками знаний при поиске ответа на вопрос. Аргументация своего мнения.

2. Социально-личностное развитие: Искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность. Любопытство и любознательность. Вовлечение окружающих (родителей и друзей) в собственную интеллектуальную жизнь. Склонность рассказывать об увиденном и услышанном, пересказывать прочитанное приятелям и взрослым. Умение слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, работать вместе (заинтересованность в общем успехе) [55, c. 43-47].

«Осмысление предложенного портрета выпускника начальной школы, - по мнению Р.Н. Бунеева, - показывает, что и на уровне познавательного развития, и на уровне социально-личностного развития решается задача развития способности учащегося к рефлексии на себя, на свою деятельность, на свои размышления. Данная регулятивная идея, - подчеркивает ученый, - содержит в себе возможность интегрирования философского, этического, психологического и педагогического знания при разработке, а затем и при вне­дрении образовательной системы нового поколения» [55, c. 47]. Таким образом, если в русле методологических основ начального обучения рус­скому языку культурологический подход к современному содержанию образования связывается с процессом социализации (воспитания) обучающихся средствами русского (родного) языка, то с позиций аксиологического подхода методика начального обучения русскому языку, по нашему мнению, должна регулировать качество социализации (самореализации, самоидентичности) личности обучающихся. Понимание аксиологического подхода как регулятора качества социализации учащихся обнаруживается в целом ряде методик начального обучения русскому языку. Так, в качестве оснований практической реализации аксиологического подхода к начальному языковому образованию рассматриваются: изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности и формирование ценностного отношения к родному языку (Н.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова [119, c. 3-4]), знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости (Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук [269, c. 7]), освоение русского языка как средства закрепления в сознании ребенка индивидуального и коллективного опыта (Е.Н. Леонович [188, c. 157]), традиций русского народа, его мировоззрения и этнических ценностей (М.Р. Львов [209, c. 7]) и др.

Тем не менее, неопределенность базовой категории аксиологического подхода и одного из центральных понятий аксиологии «ценности» (Wert, Vale, Value, Valeur) [73, c. 26; 256, c. 196; 293, c. 4; 341, c. 11; 343, c. 731; 371, с. 355]), важность данного понятия для на­полнения конкретным содержанием эпистем, лежащих в основе эпистемической функции русского языка, связанной «с основной общественно значимой (опосредованной мыш­лением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. формой хранения знаний о действительности» [197, с. 604], требует к осмыслению понятия в различных аспектах научной мысли.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал