Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 6. Развитие толерантности личности подрастающего поколения
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов: 1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми; 2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества); 3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия; 4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках; 5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности. Содержание воспитания толерантности. Формирование толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: -Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; -Национальный состав коллектива учащихся; -Проблемы в отношениях между детьми и их причины; -Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Путь к толерантности — это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, прежде всего учителя, ибо он возможен только на основе изменения себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен. Он уважает «самость» ребёнка, его индивидуальность, понимает, что поведение ученика имеет для него субъективный, аутентичный смысл. Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию. При воспитании толерантности используются такие приёмы: • презентацию культур различных этносов, где ключевыми понятиями являются: культура, субкультура, культурные различия, культурные стереотипы, этнос, конфессия, а формами работы — сбор материала об образе жизни, формах поведения, стилях общения, ценностных ориентациях какой-либо социокультурной группы. Очень важно, чтобы уже здесь класс вышел на проблему зависимости межличностных, межгрупповых отношений от культурных различий; • «знакомство» с проблемами социального «дна». Основные понятия здесь социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, бомж. Формы работы: «встречи» с представителями маргинальных слоёв населения, дискуссии, работа в группах. Описание (на конкретных примерах) образа жизни, форм поведения, характерных ценностных предпочтений представителей так называемого социального «дна» можно составить из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни; • диалог «учитель-класс», когда учащиеся усваивают такие понятия, как этнос, нация, межнациональные отношения, род, племя, каста, конфессия, сословие, класс, народность, этнос, этническое самосознание, межнациональные конфликты, депортация, национализм, нацизм, ксенофобия. Возможна и работа в группах, игра «декларация совместного развития». Здесь важно обратить внимание учеников на то, что русская нация формировалась в процессе постоянного взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных племён и народностей, проживающих на территории России. Условия и средства формирования толерантности у детей: Подходы к воспитанию толерантности: 1) Личностно-ориентированный:
2) Деятельностный:
Принципы воспитания толерантности: 1) Общепедагогические: А) Принцип целенаправленности. Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом (активная социальная позиция и психологическая готовность учащихся, мотивация и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель)). Б) Учет индивидуальных и половозрастных особенностей. Воспитание толерантности зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. В) Принцип культуросообразности. В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Г) Принципы связи воспитания толерантности с жизнью. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. Д) Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Е) Принцип опоры на положительное в ребенке. Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
|