Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов исследования






Стратегические методологические положения и принципы находят свое тактическое воплощение в исследовательских приемах.

Метод (гр. methodos) - способ познания, исследование явлений природы и общественной жизни. Эта также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Разница между методом и теорией имеет функциональный характер: формируясь как теоретический результат предшествующего исследования, метод выступает как исходный пункт и условие будущих исследований.

В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования. Он отвечает на вопрос: как познавать.

Методика (гр. methodіhe) - совокупность методов, приемов проведения любой работы. Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и операций.

В научном исследовании часто применяют метод критического анализа научной и методической литературы, практического опыта, как того требует уровень методики и техники исследования. В дальнейшей работе широко используются такие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, рейтинг, моделирование, контент-анализ, эксперимент и др.

Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером фактического материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы являются упорядоченной системой, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведение операций с теоретическим и фактическим материалом в заданной последовательности.

В одной и той же научной области может быть несколько методик (комплексов методов), которые постоянно совершенствуются во время научной работы. Важнейшею является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В разных научных областях используются методы, которые совпадают по названию, например, анкетирование, тестирование, шкалирование, однако цели и методика их использования разные.

Классификация методов разработанная слабо.

Важно различать такне понятия, как методология и метод.

Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология естествознания - учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться.

Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Ф. Бэкон сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Методы научного познания (Рис. 1) включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук (специальные). Большинство социальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Они имеют специфический характер и изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, поскольку определяются характером исследуемого объекта.

 

Рис. 1. Классификация методов научного познания

 

Общие методы научного познания, в отличие от специальных, используются в исследовательском процессе в разнообразных науках. Общие методы научного познания условно разделяют на три большие группы:

- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

- методы или методология, которая используются на теоретическом уровне исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, системный, структурно-образующий подход).

Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей.

Следует иметь в виду, что каждая отрасль естествознания наряду с общенаучными применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках. Это происходит потому, что объекты исследования этих наук подчиняются также и законам данной науки. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам (вспомним «лестницу Кекуле», рассмотренную нами в первой лекции).

Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины XIX-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).

 

  ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ    
         
Анализ     Синтез  
     
       
Обобщение Абстрагирование  
     
       
Индукция Дедукция  
     
       
Аналогия Моделирование  
     
       
Исторический метод Логический метод  
     
       
Классификация    
                   

 

Рис. 2. Классификация общенаучных методов

 

Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения: «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. Содержание этого метода состоит в мысленном отходе от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких важнейших черт, которые в особенности интересуют исследователя. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Пример такой идеализации в механике - материальная точка, т.е. точка, обладающая массой, но лишенная всяких размеров. Таким же абстрактным (идеальным) объектом является абсолютно твердое тело.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, которое называется абстракцией. Под результатом абстрагирования понимают знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, которые приводят к получению такого результата (абстракции). Примером абстракции могут служить многочисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, а и в повседневной жизни:

- метод единого сходства. Если два или больше случая исследуемого явления имеют лишь одно общее обстоятельство, а все другие обстоятельства разные, то именно это подобное обстоятельство является причиной явления, которое рассматривается;

- метод единого расхождения. Если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, и все подобные отличаются только одним обстоятельством, то именно это обстоятельство, имеющееся в одном случае и которого нет в другом, является причиной исследуемого явления;

- объединенный метод сходства и расхождения - комбинация двух первых методов;

- метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение одного явления вызовет определенное изменение другого явления, то оба они находятся в причинной связи между собою;

- метод остатков: если сложное явление вызвано составною причиной, которая представляет собой совокупность определенных обстоятельств, и известно, что некоторые из них являются причиной части явления, то остаток этого явления вызовется остальными обстоятельствами.

Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер. Это рискованный, но творческий метод. При строгой постановке эксперимента, логической последовательности и строгости выводов она способна давать достоверное заключение. По словам известного французского физика Луи де Бройля, научная индукция является истинным источником действительно научного прогресса.

Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач.

В истории естествознания были попытки абсолютизировать значение в науке индуктивного метода (Ф. Бэкон) или дедуктивного метода (Р. Декарт), придать им универсальное значение. Однако эти методы не могут применяться как обособленные, изолированные друг от друга. Каждый из них используется на определенном этапе процесса познания.

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели.

Модели могут быть реальными (материальными), например, модели
самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемыми средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель.
Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Логический метод - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации -таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

 

 

Рис. 3. Методы теоретического и эмпирического познания

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений, это систематическое целенаправленное изучение объекта, это элементарнейший метод, который, как правило, является составной частью других эмпирических методов. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений. Чтобы стать основанием для последующих теоретических и практических действий, наблюдение должно отвечать таким требованиям:

- должно быть заранее предусмотренным (наблюдение проводится для определенной, четко поставленной задачи);

- планомерности (выполняется по плану, составленному соответственно задаче наблюдения);

- целеустремленности (наблюдаются лишь определенные стороны явления, которые вызовут интерес при исследовании);

- активности (наблюдатель активно ищет нужные объекты, черты явления);

- систематичности (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе).

Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объекте исследования в виде совокупности эмпирических утверждений.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Это процесс установления сходства или отличия предметов и явлений действительности, а также нахождение общего, присущего двум или нескольким объектам. Метод сравнения даст результат, если будет отвечать таким основным требованиям:

- можно сравнивать лишь те явления, между которыми есть определенная объективная общность;

- сравнение необходимо осуществлять по самым существенным, важнейшими (в границах конкретной познавательной заданности) чертами.

Информацию об объекте можно получить двумя путями:

- непосредственный результат сравнения (первичная информация);

- результат обработки первичных данных (вторичная или текущая информация).

Наиболее распространенным и важнейшим способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Объекты или явления могут сравниваться непосредственно или опосредствованно через их сравнение с любым другим объектом (эталоном). В первом случае получают качественные результаты (большее-меньшее, высшее-низшее). Сравнение же объектов с эталоном предоставляет возможность получить количественные характеристики. Такие сравнения называют измерением.

Измерение - это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения, это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.. Ценность этой процедуры состоит в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы такие основные элементы, как: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером, это такой метод изучения объекта, который связан с активным и целенаправленным вмешательством исследователя в естественные условия существования предметов и явлений или созданием искусственных условий, необходимых для выявления его соответствующего свойства. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений, т.е. рассматривать явление как бы в «чистом виде». Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

В современной науке учитывается принцип относительности свойств объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц - фотонов).

К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы (рис.4).

 

 

  ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ    
         
НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  
НАУЧНЫЕ ФАКТЫ  
     
     
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА КАТЕГОРИИ НАУКИ  
     
     
НАУЧНЫЕ ЗАКОНЫ НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ  
     
     
НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ  
     
             
  НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА    
               

 

Рис. 4. Формы научного знания

 

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошёл строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.

1. Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).

4. Максимальная простота гипотезы.

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и. т.п.

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов н категорий.

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов. Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность, сам термин теория имеет множество смыслов. Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий. Научная теория должна выполнять две важнейшие функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая - предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей. Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность. Подробнее о научных картинах мира, их эволюции будет сказано в следующей лекции.

Определив формы научного знания и методы научного познания, мы можем схематично представить весь процесс научного познания в виде некоторой схемы (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Схема процесса научного познания

 

Довольно распространенным является деление основных типов методов по двум признакам: цели и способа реализации.

По признаку цели выделяются так называемые первичные методы, которые используются с целью сбора информации, изучения источников, наблюдения, опрашивания и др. Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных - количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и др. Третий тип представлен верификационными методами и приемами, которые дают возможность проверить полученные результаты. Они сводятся также к количественному и качественному анализу данных на основе измерения соотнесения постоянных и переменных факторов.

По признаку способа реализации различают логико-аналитичные, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым принадлежат традиционные методы дедукции и индукции, которые различаются исходным этапом анализа. Они дополняют друг друга и могут использоваться с целью верификации - проверки истинности гипотез и выводов.

Визуальные, или графические, методы - графы, схемы, диаграммы, картограммы и др. дают возможность получить синтезированное представление об исследуемом объекте и вместе с тем наглядно показать его составные, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме. Эти методы тесно связаны с компьютерными технологиями.

Экспериментально-игровые методы непосредственно касаются реальных объектов, которые функционируют в конкретной ситуации, и назначаются для прогнозирования результатов. С ними связанн целый раздел математики - " теория игр"; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических, военных вопросах. Они используются в психологии (" трансакционный анализ"), социологии (" управление впечатлениями", " социальная инженерия"), в методике нетрадиционного обучения.

В прикладных аспектах гуманитарных наук целесообразно использовать математические методы. Математический аппарат теории вероятностей дает возможность изучать массовые явления в социологии, лингвистике. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных, моделировании. Однако при этом следует учитывать различия в природе объектов и категорий гуманитарных, естественных и математических наук. Проблема состоит в определении конкретной гуманитарной сферы, в которой применение математических методов дает результаты.

Иногда методы разделяют на группы соответственно их функциональным возможностям: этапные, т.е. связанные с определенными этапами исследования, и универсальные, которые используют на всех этапах. К первой группе относят наблюдения, эксперимент, а ко второй - абстрагирование, обобщение, дедукция и индукция и др.

Различают методы теоретических и эмпирических исследований. Такое распределение методов всегда условно, поскольку с развитием познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

В настоящее время, в силу ряда объективных причин в мире оказались весьма сильны антинаучные тенденции, представляющие собой заявку на понятное всем, четкое миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей. На схеме (рис. 6) даны принципы, справедливые для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал