Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование методов научного познания






Успех научного исследования в значительной мере зависит от умения научного работника выбрать наиболее результативные исследовательские приемы, поскольку именно они дают возможность достичь поставленной в исследовании цели.

 

 

Рис. 6. Принципы отличия научного знания от псевдонаучного

Исследование объекта проводится поэтапно: на каждом этапе применяются наиболее целесообразные методы соответственно конкретной задаче. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используют методы опроса (анкетирование, интервьюирование) и экспертных оценок, а также лабораторные эксперименты (наблюдение за документальными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты, такие как отстраненное и скрытое наблюдения, а также " включенное" наблюдение - соучастие в исследовании.

Опрос дает возможность получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, проводится в устной или письменной форме. При разработке анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так, чтобы они отвечали поставленной цели. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только с уровнем периодичности использование тех или других средств, а и с оценкой объекта исследования.

Разновидностью выборочного опроса является тестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков объекта, средств его функционирования, используется в лабораторных экспериментах, если массовое опрашивание через анкетирование невозможно. Тестирование иногда проводят дважды - на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностическую функцию, и при завершении исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляют так, чтобы однозначно обнаружить те или другие свойства опрашиваемых.

Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. В ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность обнаружить индивидуальные характеристики объекта исследования.

Необходимо придерживаться принципа репрезентативности - достаточности фактического материала. Так, если изучаются характерные особенности молодёжи, то выборка может включать все группы молодёжи - учащихся и не учащихся, городскую и сельскую молодежь, которая проживает в разных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность выборки и цель исследования не будут достигнуты. Необходимо иметь представление о генеральной и выборочной совокупности.

Метод экспертных оценок используется для получения переменных эмпирических данных. Проводится опрашивание специальной группы экспертов (5-7 лиц) с целью определения определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты подбираются по признакам их формального профессионального статуса - должности, научной степени, стажа работы и др.

На втором этапе исследования используемые методы имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показателей анализа, интерпретацию их содержания. Выбор и последовательность методов определяются последовательностью обработки данных.

На данном этапе широко используются методы статистического анализа: корреляционный, факторный анализ, метод импликационных шкал, контент-анализ и др.

Корреляционный анализ - это процедура для изучения соотношения между независимыми переменными. Связь между этими величинами обнаруживается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции. Чем высшим коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значение одной из них по значению других.

Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. На основе парных корреляций, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков - факторов. В результате последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и других уровней. Факторный анализ дает возможность подать полученные результаты в обобщенном виде.

Метод импликационных шкал - это наглядная форма измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по количеству или интенсивности признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровням измерения. Простые шкалы дают однозначную оценку того или другого признака. Серию шкал (так называемую батарею) можно превратить в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называется шкалированием.

Контент-анализ занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он помогает интерпретировать содержание информации по количественным показателям. В последнее время контент-анализ понимают как качественно-количественный анализ содержания совокупности текстового массива. Контент-анализ в дополнение к традиционным методам логико-аналитического анализа применяют преимущественно к текстовым массивам (опубликованных и неопубликованных), а не конкретных текстов.

Суть метода состоит в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий, единиц анализа, которые представляют интерес для исследователя, а также определении частоты их применения в документе в зависимости от содержания. Тщательный подсчет за каждой единицей наблюдения с обязательным учетом частоты его употребительности в тексте дает возможность обнаружить закономерности, объективируемые в документе, который традиционными методами изучить нельзя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал