Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения языкам с применением персонального компьютера






Широкое использование компьютеров в различных аспектах деятельности человека не обошло стороной проблему обучения человека языкам. Уже сейчас создано большое число компьютерных программ обучения ИЯ. Сложность задачи обучения языкам объясняется тем, что любое обучение – задача комплексная, требующая учета данных психологии, педагогики, методики, особых свойств изучаемого предмета. По существу, каждая обучающая программа – это сложная система искусственного интеллекта.

С точки зрения принципов восприятия информации при обучении с помощью компьютера выделяют, как правило, два теоретических подхода: бихевиористский и когнитивно-интеллектуальный.

Бихевиористский подход связан с постулатом «чем чаще употреблено слово, тем лучше оно запоминается» и основан на жесткой формуле «стимул – реакция». В рамках данного подхода различают следующие методы автоматизированного обучения: 1) программирование учебной деятельности обучаемого; 2) тестирование; 3) информирование.

Первый из этих методов обучения характерен тем, что управляющие воздействия на обучаемого полностью определяются обучающей программой. В такой программе каждому обучаемому в зависимости от его уровня знаний полностью задается последовательность учебных или контрольных заданий.

При тестировании компьютер по специальным программам выявляет индивидуальные профессиональные и психологические характеристики обучаемых и достигнутые ими уровни знаний. При этом обучаемый лишь отвечает на вопросы, но оценку за знания не получает.

Суть метода информирования заключается в том, что в память компьютера помещаются некоторые справочно-информационные данные (грамматический справочник, орфографический словарь, двуязычный словарь и т.п.), которые обучаемый может использовать при подготовке к занятиям или непосредственно в процессе занятий.

К сожалению, бихевиористский подход не может преодолеть механистичность обучения и отсутствие развития когнитивных (мыслительных) способностей обучаемых, которым отводилась пассивная роль объекта, а не творческая роль субъекта обучения.

При когнитивно-интеллектуальном подходе у обучаемого активизируются познавательные функции. Для успешной реализации такого подхода в памяти компьютера создается универсальная учебная среда, включающая различные грамматические справочники, словари, спеллеры, другие вспомогательные материалы. Суть процесса моделирования учебной среды сводится, к тому, что обучаемый может выбирать учебные задания лишь из некоторого конечного множества заданий, включенного в универсальную учебную среду.

Однако метод свободного обучения дает обучаемому возможность самому выбрать тематику обучения и способ работы с компьютером. Так, например, при обучении ИЯ можно дать задание компьютеру выступить в роли продавца в магазине, где обучаемый, ведя диалог с продавцом, хочет купить некоторую вещь. При этом обучающая программа может корректировать действия обучаемого или после каждого его шага принятия решения, либо она может комментировать его действия после окончательного завершения всей программы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал