![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция СССР 1924 Г.
В период предшествовавший образованию СССР произошли изменения в высших органах власти Российской Федерации. В 1921-22 гг. ВЦИК был увеличен в составе с 200 до 300 членов, за счет вхождения в него представителей автономии. Президиум ВЦИК занимался подготовкой съездов Советов, сессий ВЦИК и подготовкой постановлений. Все проекты декретов СНК должны были получать одобрение Президиума ВЦИК. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов, часто оформлялись как совместные постановления партийных и Советских органов. В феврале 1921 г. начала свою работу Государственная общеплановая комиссия РСФСР (Госплан). На функционирование органов власти РСФСР и социалистических республик сильный отпечаток наложило вхождение этих территорий в состав Российской империи. Это обстоятельство обусловливало общность хозяйственных связей, единство транспортной системы страны и пр. Отсутствие единой государственности республик в этот период компенсировалось централизмом партийной организации, сводившей воедино нити управления в Москву - в Политбюро РКП(б). Процесс образования СССР проходил под непосредственным руководством и при участии центральных партийных органов. Условно его можно разделить на 4 этапа. I-й этап - октябрь 1917 - январь 1918 г. В это время происходило создание национально-государственных образований, объединительные тенденции были слабы и выражались, главным образом, в декларациях. II-й этап - приходился на годы гражданской войны. Был создан военно-политический союз Советских республик, который был закреплен постановлением ВЦИК от 1.07.19. " О военном союзе Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии". III-й этап - 1920 - середина 1922 г. - происходит сближение государственных и хозяйственных связей в рамках централизма коммунистической партии. IV-й этап - со второй половины 1922 г. Подготовка формального объединения в одно союзное государство. По вопросу создания единого государства наметились две главные тенденции. 1. И.В. Сталин считал необходимым создание единого государства в рамках национально-территориальных автономий. 2. В.И. Ленин считал, что в основу единого государства должен быть положен союз суверенных республик, т.е. независимых государств. Ленинская точка зрения формально предоставляла национальным образованиям существенно большие права и полномочия. В основе такого подхода лежал принцип централизма партийных органов, фактически исполнявших функции государственного управления. В этой связи номинальные полномочия декоративного фасада государственности - Советов представлялись малозначительными, а вопрос о границах В.И. Ленин считал вообще делом десятым. Такой подход имел существенный недостаток, поскольку в политическом аспекте был скреплен цементом всевластия партии. С утратой партией своей роли формально-широкие полномочия союзных республик наполнились фактическим содержанием и существование Союза в условиях отсутствия мощной центростремительной силы становилось невозможным. В декабре 1922 г. были созваны съезды Советов России, Украины, Белоруссии и Закавказья, которые высказались за объединение и избрали полномочных представителей на I съезд Советов Союза ССР, который открылся 30 декабря 1922 г. Этот съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и одобрил в основном проект союзного договора. Однако, как видно из архивных документов, сам союзный договор подписан и ратифицирован не был. Тем не менее дата 30 декабря 1922 г. стала считаться днем основания (образования) СССР. Это говорит о том, что в условиях всевластия централизованной партии вопрос о государственно-правовых основах Союза не играл существенной роли. Таким образом, образование Союза ССР в декабре 1922 г. де-факто не было закреплено де-юре. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Разработка конституции началась в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие, вместе с тем было решено окончательно утвердить текст Конституции на II съезде Советов СССР, который состоялся в конце января - начале февраля 1924 г. Конституция состояла из двух разделов: I. Декларация об образовании СССР. II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи). Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве. 3. О съездах Советов СССР. 4. О ЦИК СССР. 5. О Президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном Суде СССР. 8. О Народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11. О гербе, флаге, столице СССР. Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии. Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы: · союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля; · объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами; · установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения; · руководство транспортом и связью; · утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы; · установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде; · установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования; · между республиками и др. Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей. Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать. За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов. Отраслевое управление осуществляли наркоматы. Общесоюзных наркоматов было 5: · иностранных дел; · военных и морских дел; · внешней торговли; · путей сообщения; · почт и телеграфов. 5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР): · ВСНХ; · продовольствия; · труда; · финансов; · рабоче-крестьянской инспекции; Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы: · внутренних дел; · юстиции; · земледелия; · просвещения; · здравоохранения; · социального обеспечения и др. После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г. основывалась на первой Конституции 1918 г. Изменения касались компетенции РСФСР, большое внимание уделялось федеральному устройству РСФСР, статусу АССР и АО, уточнялось понятие диктатуры пролетариата. Сохранялось классовое понятие избирательного права.
|