Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. Методика редактирования авторского текста. Лекция №5. Литературное редактированиеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция №5. Литературное редактирование Тема 1. Последовательность работы редактора над текстом. Редакторский анализ как существенный этап подготовки текста к публикации. Анализ общественной значимости темы, ее актуальности. Выяснение соответствия содержания произведения современному уровню знаний о предмете изложения. Выяснение целевого назначения произведения, соответствие текста его читательскому адресу. Оценка фактического материала. Оценка логических и жанрово-стилистических качеств произведения. Выявление своеобразия авторской манеры изложения. Приемы редакторского анализа. Общая схема редакторского анализа. Тема 2. Виды редакторской правки. Правка-вычитка. Специфика редакторской вычитки, ее методика. Правка-сокращение. Приемы правки-сокращения. Типичные ошибки, возникающие при сокращении текста. Правка-обработка как основной вид правки. Ее задачи и методика. Правка-переделка, ее задачи и методика. Техника правки. Знаки редакторской правки. Правила техники правки. Редакторский анализ – сложнейший мыслительный процесс, и структура его (составные части и связи между ними) очень сложна. Он протекает одновременно в трех плоскостях. Во-первых, само произведение состоит из многих элементов и частей (единиц текста), каждая из которых требует самостоятельного анализа (предложение – группа предложений – текст), и в то же время является целостной единицей. Анализ каждой из единиц текста зависит от анализа других единиц, т.к. между ними существует тесная взаимосвязь. Эта взаимосвязь и взаимозависимость единиц текста предопределяют структуру редакторского анализа. Он протекает по единицам текста разного уровня таким образом, что анализируемая единица постоянно соотносится с другими, одноранговыми и старшими, а также составляющими ее единицами. Анализируя единицы текста редактор постоянно должен иметь в виду текст как целое. Во-вторых, у каждой единицы текста и текста в целом много содержательных и формальных сторон, требующих самостоятельного разбора и оценки: текст требует оценки с точки зрения композиции, логики, фактического материала текста, способов изложения, использованных в тексте, языка и стиля. В-третьих, текст в целом и каждая его единица подвергается не одной, а многим мыслительным операциям, у каждой из которых своя цель. При этом одни из мыслительных операций направлены на оценку текста, а другие на его улучшение. Аналитические действия, направленные на оценку рукописи: 1. Действия, направленные на глубокое понимание текста. Чтобы свободно и правильно оперировать текстом, как того требует редакторский анализ, редактору прежде всего нужно глубоко освоить его содержание и форму. Вначале осмыслить надо то, что написал автор (не то, что он задумал выразить, а то, что реально получилось). Легкость понимания текста кажущаяся. То, что хорошо тренированному читателю кажется легким, на самом деле - результат многообразных мыслительных операций, протекающих свернуто, а потому им не замечаемых. «Процесс декодирования сложного речевого сообщения, – пишет А.Р. Лурия. – состоит по крайней мере из трех звеньев: выделения точного значения отдельных лексических элементов; усвоения тех синтаксических отношений, в которые эти слова вступают … и, наконец, выделение общего смысла сообщения». Каждое из названных звеньев не однократный акт, а процесс. В ходе понимания текста редактору нужно также раскрыть, каким образом, какими средствами и формальными приемами (языково-стилистическими, композиционными, логическими и т.д.) удается автору добиться именно такого, а не иного понимания текста, передать именно это, а не другое содержание. Психологи установили, что для углубленного понимания текста в целом и во всех деталях человек прибегает к определенным мыслительным приемам. Делает он это часто неосознанно, но делает непременно. Что это за приемы? Мысленное составление плана текста. Это сложный прием, который складывается из нескольких операций: читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть – группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему), выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней), выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их соотношение. Редактор должен всегда ставить перед собой задачу делить текст на смысловые части (производить смысловую группировку материала); в простых по структуре текстах отмечать переход от одной части к другой в ходе самого чтения, в сложных – мысленно, а подчас и письменно выделять смысловые группы после чтения. Такая установка, поначалу произвольная, со временем превратит смысловую группировку текста в редакторский навык. До этого редактору надо самому сознательно, пользуясь установкой на эту группировку, вводить ее в процесс своей работы, независимо от того, понимается ли текст легко или требует для этого больших умственных усилий. Обобщая, можно сформулировать одно из главных положений психологии редакторского труда: понимание текста при редактировании должно достигаться в результате использования сознательно выработанных редактором приемов умственной деятельности. Второе звено – выделение смысловых опорных пунктов – неразрывно связано с первым. Смысловой опорный пункт – это тезис, формулировка темы, имя, термин и т.д., которыми читающий как бы замещает содержание выделенной смысловой группы. Текст как бы свертывается читателем, переводится с помощью смысловых опорных пунктов во внутреннюю речь. В процессе такой мыслительной работы читатель поневоле глубоко постигает смысл текста. Это принципиально важно для редактора. Чтение без составления плана не может быть признано редакторским. И чем текст труднее для понимания, тем роль мысленного составления плана значительнее. Обучаться составлению плана надо путем анализа текста с помощью последовательно задаваемых вопросов: - о ком или о чем говорится в данной части текста; - что именно говорится, т.е. вопросов о логическом субъекте и логическом предикате каждой смысловой части. Сначала такой анализ протекает как максимально развернутый, затем постепенно свертывается, автоматизируется. Третье звено – выявление соподчиненности, связи, соотношения выделенных смысловых групп – также тесно связан с двумя предыдущими, как они сами между собой
|