Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.
Соотнесение, о котором идет речь, и есть неосознанная основа понимания того, о чем мы читаем. Без такого соотнесения понимание текста вовсе невозможно. При этом для нас важен не продукт соотнесения сам по себе, а процесс соотнесения. Именно в процессе соотнесения мы лучше знакомимся с новым в тексте, глубже вникаем в его суть, яснее и четче воспринимаем его особенности, острее видим ошибку. Например, редактор читает фразу: «Наивысшего расцвета картография достигла в античной Греции». Чтобы лучше понять ее, он старается включить содержание фразы в систему своих знаний, развивая мысль автора, переформулируя ее: «Наивысший расцвет – пик, выше которого не подняться. Значит, картография со времен Ант. Греции не развивалась. Но это противоречит фактам. В чем дело? Видимо, в отсутствии временных границ в тексте. Так соотнесение со своими знаниями углубляет понимание фразы редактором и обнажает ее неточность. Включение содержания текста в систему своих знаний позволяет не только лучше осмыслить текст, но и проверить его точность и фактическую правильность: «В Туве и Республике Алтай участковые месяцами не видят зарплаты, а из жилья им предоставляются разве что яранги» - что такое яранги? Кто в них жевет? Где? Действительно ли в Туве и в республике Алтай? Соотнесение по содержанию разных частей текста. Без такого соотнесения нельзя понять текст как целое. Ранее прочитанное в тексте служит фундаментом для понимания того, что читается сейчас, поскольку содержание разных частей произведения всегда так или иначе взаимосвязано. Но одно дело, когда такое соотнесение происходит неосознанно, и другое – когда оно выполняется целенаправленно. Благодаря сознательному соотнесению частей текста по содержанию редактор не только лучше, глубже понимает текст, но и быстрее обнаруживает в нем повторы, противоречия, всякого рода несоответствия. Соотнесение частей текста на практике происходит не столь развернуто, не столь оформлено в речевом плане. Обычно это только внутренняя речь, в которой мелькают лишь отдельные наиболее важные опорные слова, помогающие объединить разные смысловые части текста. Вот почему соотнесение частей текста по содержанию протекает относительно быстро. Впрочем, если текст труден, редактору целесообразно развернуть процесс соотнесения его частей по содержанию, отвести на это специальное время после чтения, т.к. выполнить этот прием в ходе самого чтения сложно Предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение вопросы. Приемы мыслительной деятельности, употребляемые при чтении, неравнозначны. Те два приема, о которых пойдет речь, активизируют мыслительную деятельность опосредованно. Антиципация. С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Редактор-читатель превращается в своеобразного соавтора: он сам «продолжает» авторский текст. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора. Если автор описывает конкретные факты, значит, он ведет читателя к их обобщению, к выводу из них, и читатель предвосхищает этот вывод. Если же автор сформулировал общее положение, значит, вслед за этим он будет разъяснять его, обосновывать. Читатель ожидает разъяснения и, забегая вперед, предвосхищает обоснование. В тексте читаем: «Фанаты, которые и раньше не очень-то сдерживали свои эмоции, на этот раз превзошли самих себя». Редактор делает предположение, что дальше действия фанатов будут оцениваться негативно. И дальше – «Но в этом, по-моему, нет ничего плохого. Хуже другое». Текст оказался иным, чем предполагал редактор. В результате рождается редакторское замечание, которое должно привести к улучшению текста. Предваряющие чтение вопросы. Вопросы возникают обычно тогда, когда в тексте встречаются трудные для понимания места. Вызываются вопросы и общими особенностями текста, в частности логическими и иными погрешностями (нарушения доказательности или последовательности, усложнение доступности изложения) или его естественной ограниченностью (мысль в тексте раскрывается не сразу, а постепенно и, будучи незаконченной, побуждает ставить вопрос; мысль в тексте раскрывается неполностью, т.к. опущено то, что, по мнению автора, хорошо известно читателю). Многое дадут редактору вопросы, связанные со смысловой ролью отдельных слов «У новосибирских преступников появился достойный соперник» (Что это значит – конкурент?). Способность замечать характерные смысловые детали текста, т.е. способность его к смысловому микроанализу, особенно важна для редактора.
|