![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины конфликтов
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. Каждый руководитель должен знать, как предупредить конфликт, уметь его нейтрализовать. Для того чтобы управлять конфликтами, необходимо не только предвидеть их, но и знать причины, приводящие к конфликтным ситуациям. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания. Среди огромного множества причин конфликтов необходимо выделить так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех конфликтах и частные, которые непосредственно связаны с конфликтом конкретного вида. Общие причины: Социально-политические и экономические, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране. Социально-демографические, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др. Социально-психологические, отражающие социально-психологичес-кие явления в социальных группах (взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.). Индивидуально-психологические, связанные синдивидуальными психологическими особенности личности (способности, темперамент, характер). Частные причины: § неудовлетворенность условиями деятельности; § нарушение служебной этики; § нарушение трудового законодательства; § ограниченность ресурсов; § различия в целях, ценностных ориентациях, средствах достижения целей; § неудовлетворительные коммуникации; § нечеткое распределение обязанностей; § несоответствие требований руководителя и коллектива; § несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе сотрудников; § нарушение взаимных ожиданий; § конфликтная личность. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых и является необходимым условием разрешения конфликтов. Разногласие, возникшее между субъектами, приводит к образованию конфликтных отношений. Конфликтные отношения – это способ (процесс) взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных отношений приводит к созданию конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы разрешения проблемы, лично значимой для каждого ее участника. Причины конфликта, конфликтная ситуация и конфликт соотносятся между собой следующим образом (рис. 2). В ходе конфликтного противостояния субъекты конфликта ищут причину для открытого столкновения, которая далеко не всегда напрямую связана с основной причиной конфликта.
![]()
![]()
![]() ![]()
![]() конфликтной ситуации и конфликта
Инцидент – формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Динамика инцидента такова: первый субъект конфликта вполне сознательно наносит моральный (в устной форме или письменной) либо физический ущерб своему оппоненту. Второй субъект предпринимает адекватные действия в отношении первого субъекта конфликта. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество, являясь сигналом к началу открытого противостояния.
|