![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И их предупреждение
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. В психологии управление конфликтами рассматривают в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутренний аспект заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии, внешний отражает организационно-технологическую сторону этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель какого-либо подразделения, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности. Управление конфликтами, являясь сложным процессом, включает в себя следующие виды деятельности: прогнозирование конфликта, предупреждение, стимулирование регулирование и разрешение конфликта. Содержание управления конфликтами находится с строгом соответствии с их динамикой (табл. 3, 4). Таблица 3 Соответствие содержания управления динамике конфликтов
Таблица 4 Процесс управления конфликтом
Окончание табл. 4
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие факторы: адекватность отражения конфликта, открытость общения конфликтующих сторон, создание климата доверия, определение существа конфликта. Необходимо иметь в виду, что имеется ряд психологических явлений, затрудняющих адекватное отражение конфликта: § так называемая «иллюзия собственного благородства», когда человеку, вовлеченному в конфликт, кажется, что истина и справедливость, целиком на его стороне; уверенность в этом определяет поведение человека в процессе разрешения конфликта; § «поиск соринки в глазу другого», когда каждый из участников конфликта видит, как правило, только недостатки своего оппонента, не замечая при этом собственных; § упрощение конфликтной ситуации, в результате которого подтверждается представление о правильности своих действий и неадекватности действий оппонента. Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В этом случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению. В реальной практике по управлению конфликтами важно также учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения. Предпосылки разрешения конфликта: § достаточная зрелость конфликта; § потребность субъектов конфликта в его разрешении; § наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Формы разрешения конфликта: § уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка); § согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус); § взаимное примирение конфликтующих сторон (уход); § перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество). Способы разрешения конфликта могут быть административными и педагогическими. Для того чтобы быть успешным управляющим, руководителем, необходимо вооружиться дополнительными знаниями в области управления конфликтами и их предупреждения. Руководителю для эффективного разрешения конфликта необходимо не только выбрать способы управления, предупреждения его, но и составить карту-схему конфликта, разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером. С ее помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций (рис. 4).
Рис. 4. Карта – схема конфликта По мнение специалистов, такая карта позволит: § ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление; § создать возможность совместно обсудить проблему, высказать людям их требования и желания; § уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других; § создать атмосферу эмпатии, т.е. возможность увидеть проблему глазами других людей, считавших ранее, что они не были поняты; § выбрать наиболее оптимальные пути разрешения конфликта. Деятельность по управлению и предупреждению конфликтов, конечно, не исчерпывается перечисленными способами. В соответствии с конфликтной ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные способы управления конфликтами. Для того чтобы деятельность организации и ее сотрудников была эффективной, психологи предлагают руководителям воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержанны. 2. Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку. 3. Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусство, как и умение общаться. Для этого следует помнить следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ним не согласны; не теряйте тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев. 4. Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. 5. Не преследуйте за критику снизу, будьте самокритичны – это укрепить Ваш авторитет. 6. Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели – тогда они будут считать их своими и смогут помочь в их осуществлении. 7. Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать виноватых среди подчиненных. Ваша задача – установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.
|