![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактика стрессов в деловом общении
Стресс всегда опосредован когнитивной оценкой человеком физических требований, выдвигаемых в ситуации, и своих реальных возможностей (чем больше расхождение между ними, тем сильнее стресс). Для предотвращения реакций дистресса специалисты в области психологии управления рекомендуют приемы преодолевающего поведения, основанные на когнитивной активности: § собрать достаточную информацию о возможности наступления стрессовых ситуаций; § продумать способы предупреждения конкретных жизненных стрессов и опасностей, попытаться найти способы их смягчения; § не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения; § стремиться изменить ситуацию, вызывающую стресс; § понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни; § помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Руководителю вменяется в обязанность снижать уровень стресса у сотрудников и подчиненных. С другой стороны, и сам руководитель подвержен стрессу. Для того чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель может восполь-зоваться следующими рекомендациями (рис. 15.7). 1. Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших сотрудников. Соответствие этим качествам объема и сложности порученных заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных. 2. Не пренебрегайте «бюрократией» т.е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работника (этим можно предотвратить массу мелких конфликтов и взаимных обид). 3. Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основания отказа. 4. Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным (сотрудники, испытывающие значительный стресс, но чувствующие поддержку руководства, меньше болеют в течение года, чем те, которые не ощущают ее). 5. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. 6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества. 7. Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, извинения. 8. Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного. 9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики. 10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности эмоциональной разрядки, развлечений и т.д. Выполнение этих в принципе несложных рекомендаций позволит руководителям существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. В свою очередь подчиненные, страдающие от стрессов на работе, в тех же целях, идя навстречу своему руководству, могут воспользоваться методами их минимизации (рис. 8). 1. Если Вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности Вашей организации по улучшению этих параметров. 2. Обсудите ваши проблемы с коллегами, руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – Вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только Вас. 3. Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с Вашим руководством. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в Ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить. 4. Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы не против новых заданий... если только вам позволят освободиться от части старых. 5. Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий. 6. Если возникает производственный «конфликт ролей» т.е. заведомая противоречивость предъявляемых вам требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично. 7. При напряженной работе ищите возможность для кратковре-менного отключения и отдыха. Опыт показывает, что двух 10 – 15-ми-нутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности. 8. Полезно помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. 9. Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Дайте себе любую физическую нагрузку (теннис, волейбол, бассейн). 10. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения. Следует отметить, что стрессовая ситуация всегда уникальна (рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих коллективах носят достаточно общий характер) и во многом определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Целый ряд ученых, занимающихся проблемой стресса, отмечает, что большинство стрессов в жизни человека инициируются и воспроизводятся им самим. Человек испытывает хронический неослабевающий стресс в слудующих случаях: § постоянно попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций; § тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения; § выполняет неинтересную, скучную, раздражающую или иную неприятную и неблагодарную работу; § испытывает постоянную нехватку времени, слишком много пла-нирует сделать в течение короткого периода; § задолго беспокоится по поводу потенциально возможных или наступающих событий; § имеет пагубные для здоровья привычки (привык к пассивному от-дыху, курит и др.); § имеет трудности или предубеждения относительно общения с лицами другого пола; § постоянно драматизирует события, воспринимает жизнь в черном цвете; у него отсутствует чувство юмора; § постоянно обвиняет себя или других, склонен к обидам; § принимает угнетающие или неблагодарные социальными роли или соглашается с ними; § если воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно, страдает молча, не ищет ресурсов их преодоления. Как мы видим, один из путей к успеху в преодолении организационных стрессов заключен в общей жизненной стратегии человека, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности. Человек активно работает и отдыхает: § если допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности; § умеет отдохнуть и временно отстраниться и расслабиться; § умеет отстаивать собственные права и потребности; § устанавливает с другими отношения взаимного уважения, которые отличает низкий уровень стресса; § тщательно выбирает друзей и имеет с ними одобряющие и спокойные отношения; § выполняет интересную, благодарную и достойную работу, которая обеспечивает подлинное вознаграждение; § сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»; § добивается уравновешенности опасных событий полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться; § заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек и зависимостей от употребления алкоголя и курения; § умеет найти удовольствие в деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»; § наслаждается жизнью в целом; может посмеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора; § если эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций. Одним из средств профилактики стресса являются специальные упражнения по созданию и поддержанию положительного эмоционального состояния. Очень полезным считается выполнение психорегулирующих упражнений: физзарядка; дыхательная гимнастика; лицевая гимнастика. Положительное воздействие на психику человека оказывает релаксация, которая рассматривается как проявление противострессового механизма и способствует защите от стресса и его вредных последствий, позволяет человека восстановить внутреннее равновесие.
|