![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развития в раннем и дошкольном возрасте
Тяжелая умственная отсталость обычно выявляется и диагно- стируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной степенью поражения, однако струк- тура дефекта, а также темп и характер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь значительные индивидуальные осо- бенности. Как показывают психоневрологические исследования, у этих детей уже в раннем возрасте можно отметить ряд наруше- ний. В младенческом и предцошкольном возрасте у них отмечается вялость, малоподвижность, они слабо реагируют на окружающее, у них поздно появляются реакции на зрительные и слуховые раз- дражители; направленные движения и простейшие произвольные действия у них неполноценны; речь неразвита. Наблюдается сла- бость интересов, побуждений, внимания. В младшем дошкольном возрасте интеллектуальная недостаточность проявляется у этих детей в поведении и деятельности. Их игры однообразны, мало- эмоциональны и бессодержательны*. Тяжелые нарушения интеллекта являются следствием пораже- ний центральной нервной системы, вызванных различными этио- логическими факторами. Дети, страдающие микроцефалией, гид- роцефалией, перенесшие нейроинфекцию и травмы головного моз- га во внутриутробном развитии или вскоре после рождения, стра- дающие болезнью Дауна, характеризуются тем, что болезненный процесс у них в основном закончился. У детей же с эпилептиче- ским и шизофреническим слабоумием этот процесс продолжает- ся. Как у первых, так и у вторых детей имеются свои, весьма раз- личные психологические особенности, что, безусловно, должно учитываться при выборе путей и методов коррекционно-воспита- тельной работы с ними**. Обследование состава дошкольных отделений детских домов- интернатов системы Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН) показало, что среди этих детей имеется боль- шое количество детей с болезнью Дауна (в разных учреждениях от 1/3 до 2/3 всего состава). Довольно значительное число воспитан- ников страдает двигательными нарушениями (от 1/10 до 1/4 всего состава). Некоторым детям поставлен диагноз «олигофрения в сте- пени дебильности, осложненная тяжелыми (двигательными либо * Блюмина М.Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей младшего возраста. Пятая научная сессия по дефектологии: Тезисы докладов. — М., 1967. ** Ватажина А.А., Малинкин Н.С. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет. — М„ 1971. речевыми) нарушениями». Многие дети имеют диагноз «олиго- френия в степени имбецильности» без дополнительных указаний, который не дает сколько-нибудь полной медицинской характери- стики дефекта ребенка. Психолого-педагогическое изучение этих детей выявляет боль- шую специфику и сложность их психических проявлений. С раннего возраста у ребенка с тяжелым нарушением интеллекта резко понижены активность и ориентировочная деятельность, пре- обладают физиологические потребности, слабы потребности более высокого уровня (познавательные, потребности в самостоятельно- сти, полноценном общении, соблюдении определенных санитар- но-гигиенических норм и др.), рано возникает иждивенчество в результате неправильного подхода со стороны взрослых. Как показывают наблюдения, без специальной ранней кор- рекции даже в 6 — 8 лет дети с тяжелой умственной отсталостью в своем большинстве беспомощны, эмоционально неустойчивы, плохо приспособлены к жизни в коллективе и выполнению режи- ма, многие не обслуживают себя, неопрятны, нуждаются в пол- ном уходе. Значительная часть их не владеет речью. Уровень психи- ческого, интеллектуального, речевого и социального развития очень низок у подавляющего большинства этих детей. Приведем примеры состояния детей раннего и дошкольного возраста в начале обучения.
|