![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушениями развития
Содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми нару- шениями развития построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение задач, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных. В структуру программ вхо- дят разделы, направленные на эмоциональное, физическое, ин- теллектуальное, социокультурное развитие детей. Контингент детей с выраженной умственной отсталостью в раннем и дошкольном возрасте характеризуется большими разли- чиями по уровню нарушения познавательной деятельности, уме- ний и навыков, по структуре психофизических дефектов, по кли- ническим проявлениям органических нарушений центральной нервной системы, поэтому коррекционно-воспитательное воздей- ствие на них не может жестко определяться возрастом детей и годом их обучения. Каждый ребенок с тяжелыми нарушениями ЦНС уникален как по своему состоянию, так и по темпу разви- тия, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов вос- принять в данное время, и должна быть по возможности макси- мально индивидуализирована. При этом следует обеспечить мак- симальные возможности для его развития. Если у нормально раз- вивающегося ребенка первоначальные умения возникают вовремя и развиваются, казалось бы, самостоятельно, без всякой помощи со стороны взрослых, то аномальному ребенку для приобретения элементарных умений и навыков такая помощь крайне необходи- ма. Здесь требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Помощь взрослого для него полезна даже тогда, когда ее результаты внешне совсем не заметны. Как педагоги, так и роди- тели должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенно- сти его состояния, вызванные болезнью и т.д. Придавая решающее значение в развитии аномального ребен- ка его воспитанию и обучению, французские ученые А. и. Ф. Бро- не призывают «создавать индивидуальные умственные способно- сти, которые не возникли и не могут возникнуть спонтанно». Они считают, что никакое лекарство не может этому помочь, ребенка надо обучать, и, обращаясь к родителям таких детей, подчерки- вают, что ждать умственного прогресса от ребенка лишь потому, что он получает пилюли или порошки, это все равно, что ждать урожая с поля после того, как в него внесли удобрение — надо ведь также и сеять*. Одно из основных положений специальной психологии и спе- циальной педагогики, выдвинутое J1.C. Выготским, говорит о том, что в развитии аномальных детей при всем его своеобразии на- блюдаются те же основные закономерности, что и в развитии нормального ребенка. В этом процессе выделяется ряд последо- * См.: Цикото Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка Раннего возраста //Дефектология. — 1970. — № 1. вательных этапов: младенческий возраст (от 1, 5 — 2 месяцев до 1 го- да), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Дети с тяжелыми нарушениями развития проходят эти этапы в иные возрастные сроки, уровень развития этих детей лишь ориентировочно соответствует определенному возрастному уровню нормально развивающихся детей. Так, уровень развития ребенка с тяжелыми нарушениями в возрасте 3 — 5 лет по ряду параметров можно сопоставить с развитием здорового ребенка 6—12 меся- цев, причем соответствие будет приблизительным, неполным и неточным, уровень развития отдельных сторон его психики мо- жет быть выше и ниже. (В дошкольные отделения детских домов- интернатов направляются дети от 4 до 8 лет.) Исходя из этого, программный материал подбирается ориен- тировочно, адаптируется к конкретному составу данной обучаю- щейся группы или к конкретному ребенку, последовательность этапов обучения при этом должна соблюдаться. Учитываются осо- бенности развития детей с тяжелой умственной отсталостью, их возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень раз- вития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
|