![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция контроля
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, сопоставление полученных результатов с запланированными. Главные инструменты данной функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль вступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов. Контроль это непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование различных видов деятельности организации. Некоторые организации создали системы контроля, которые являются посредниками между планами и деятельностью. Для менеджмента характерно большое количество систем и видов контроля. Контроль отвечает на вопросы: чему мы научились, что в следующий раз следует делать иначе, в чем причины отклонений, выводы и т.д. Эффективность контроля зависит от наличия связи со стратегией, использования всех этапов и оптимальных методов контроля, принятия участниками, баланса объективных и субъективных данных, точности, гибкости и современности. Технология контроля включает в себя: - выбор концепции контроля – система, процесс или частные проверки, предмет и цель, контролирующий орган; - определение цели контроля – целесообразность, правильность, регулярность и эффективность; - нормы контроля – этические, правовые, производственные и т.п.; - методы контроля – предварительный, текущий, заключительный и др.; - объем и область контроля – полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый, качество, производительность труда и т.п. Основа создания всех систем контроля заключается в соответствии основным требованиям-критериям: - эффективность – успешность, полезность; - эффект влияния на людей – вызывает ли у работников положительные стимулы или негативные реакции; - выполнение задач контроля – определение совпадений или отклонений в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений; - определение границ контроля – соблюдение законодательства, прав личности. Процесс контроля включает в себя ряд этапов: - установление нормативных показателей, в том числе стандартов деятельности; - измерение фактических результатов; - сравнение результатов с нормативными показателями; - обратная связь и принятие корректирующих действий. По видам деятельности контроль подразделяется на организационный, управленческий, качества, производства, финансовый и т.д. По временному положению контроля в процессе осуществления работы можно выделить: - предварительный контроль, осуществляемый до начала работ может быть диагностическим, включающим критерии измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, терапевтическим, позволяющим выявить отклонения от нормативов и принять меры; - текущий контроль, осуществляемый в ходе выполнения работ; - заключительный контроль проводится с целью предотвратить ошибки в будущем. Подходы к организации контроля могут быть разными. Традиционный бюрократический контроль представляет собой использование правил, предписываемой политики, иерархии власти, письменной документации, системы премирования и других официальных механизмов воздействия на поведение сотрудников организации и оценки достигнутых результатов. Данный вид контроля полагается на культурную значимость традиционного контроля сверху вниз и реализуется через административную систему. Децентрализованный контроль основывается на ценностях, практически противоположных культуре традиционного контроля. Сотрудники пользуются доверием менеджмента, а управляющие уверены, что сотрудники осознанно желают выполнять возложенные на них требования. Реализуется в сфере корпоративной культуры, группы равных, самоконтроле, отборе и социализации наемных работников.
Таблица 4
|