Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровая ориентация.
Решение не принимается, так как для клиентов характерно нахождение «вторичной выгоды» в проблемной ситуации, а также выбор путей «наименьшего сопротивления». Вероятна акцентуация по истероидному (демонстративному) типу. Примеры возможных конфронтирующих фраз, предлагаемых клиентам разных ориентации, представим в таблице 9. В том случае, если «конфронтация» на третьей стадии консультирования оказывается неуспешной, необходим переход от консультативной тактики к психотерапевтической. Таблица 9
ОРИЕНТАЦИЯ КЛИЕНТА
| ВЫСКАЗЫВАНИЕ КЛИЕНТА
| КОНФРОНТИРУЮЩЕЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КОНСУЛЬТАНТА
| Деловая
| «Не могу решиться, выбрать...»
| «А что Вам мешает принять решение?... Может быть, Вам не хватает уверенности в себе?»
| Рентная
| «Дайте конкретный совет, ведь Вы же психолог»
| «Я уже давал Вам совет, но Вам, видимо, необходима опора на собственное решение...»
| Игровая
| «Я так и знала. Вы мне не помогли»
| «Да, я Вам не помог... Вы можете помочь себе только сами»
|
5.6. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта При благоприятном течении консультативного процесса психолог-консультант и клиент переходят к четвертой, заключительной стадии консультирования. На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, намечается переход от обсуждения к действию. Важным также является выход из контакта с клиентом. Как показывает опыт, полный консультативный цикл может пройти и в течение одной встречи консультанта и клиента (в течение одного телефонного разговора или при обмене парой писем при переписке, если речь идет о дистантном консультировании). Время одного консультативного цикла различно. Так, например, продолжительность консультативной беседы может колебаться (по данным пермского «Телефона доверия») от 5 минут до 6 часов. В среднем оптимальным временем одной консультации можно считать 1—1, 5 часа. Как правило, за это время консультирование проходит все 4 стадии. Хотя иногда возможны и повторные консультации. Это происходит в нескольких случаях: а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса (а то и только первая!); б) оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле, и начал открываться только на второй—третьей консультации; в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.). Во всех этих случаях мы считаем развитие консультативного процесса адекватным, но существуют и иные причины ряда повторных консультаций: а) клиент упорно «сопротивляется»; б) начинает «играть» с консультантом, а последний втягивается в «игру», не замечая этого (см. главу 3); в) развивается положительный перенос (часто эротический). Клиент «липнет» к консультанту; г) клиент является «пограничным» (или настоящим психотиком), а консультант питает иллюзии о том, что сможет ему помочь как адекватной личности. Последние случаи требуют супервизорского вмешательства. Как конкретно подвести итог консультированию? Единого рецепта, набора стандартных фраз не существует. Мы считаем, что целесообразно резюмировать, то есть кратко повторить, к чему, к какому решению пришел клиент. Иногда стоит сказать и несколько поддерживающих, ободряющих фраз: «Я уверен, что Вы с этим справитесь...» и т.п. Следует заметить, что иногда эти слова могут оказаться и лишними, «размывающими ситуацию». Возникает еще один практический вопрос: как проститься с клиентом, как выйти из контакта с ним? Некоторые американские психотерапевты, прощаясь с клиентом, дарят ему видеокассету, на которой был заснят весь сеанс психотерапии. Но вряд ли наши консультанты могут себе это позволить, исходя из чисто финансовых соображений, не говоря уже о профессиональной стороне дела. Гораздо проще сказать клиенту: «До свидания», — и проводить его до дверей кабинета, но вряд ли стоит идти с ним дальше. В связи с возможностью (наряду с бесплатными) платных консультаций, где клиент должен внести некую сумму за услуги консультанта, возникает еще одна проблема: величина гонорара и порядок оплаты. Почему мы вспомнили об этом именно здесь, завершая разговор о стадиях консультирования? Бывают случаи, когда клиент платит именно в конце консультации. Что касается величины гонорара, то, на наш взгляд, это определяется следующими обстоятельствами: социальным положением клиента; юридической формой, по которой работает консультант; средним уровнем цен на подобные услуги в регионе и т.д. Вручение денег консультанту и возможность клиента определить размеры гонорара способствует рентной ориентации и могут быть средством манипуляции. Отчасти избежать этого можно, разведя взаимодействие «клиент—консультант» и «продавец услуги—покупатель» путем сдачи денег другому лицу — диспетчеру (кассиру). Несколько серьезных вопросов связаны с тем, что может происходить, после того как консультирование окончено, и клиент расстался с консультантом. 1. Возвращение к консультанту с благодарностью, подарками. 2. Возвращение с негативными чувствами, обвинениями в адрес консультанта. 3. Случайная встреча: а)клиент избегает консультанта, так как боится нарушить конфиденциальность ситуации; б)_снова начинает консультироваться прямо на улице и др. 4. Получение обратной связи (например, телефонный звонок, письмо и т.п.). И все же более распространенным является случай, когда клиент никаким образом не возвращается к консультанту, не дает о себе знать. Для думающего и рефлексирующего консультанта вполне закономерен вопрос «Помогла ли клиенту проведенная консультация?». Некоторые зарубежные авторы указывают на то, что они просят своих клиентов позвонить им или звонят сами. Бывают и случаи спонтанной посылки клиентами открыток или писем в адрес консультанта, где они сообщают о том, как протекает их дальнейшая жизнь.
Вероятно, однозначные рекомендации консультанту в этом случае давать не следует. Завершая обсуждение процесса консультирования, заметим, что психолог-консультант, как и психотерапевт, должен учиться «мужеству быть несовершенным» (Мэй, 1994) и удовлетворяться надеждой, что работа его была проведена не зря.
Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ Закономерности индивидуального консультирования, о которых шла речь до сих пор, продолжают действовать и в иной более сложной системе —консультировании малой группы. Однако превращение консультативной диады (клиент—консультант) в триаду (например, взрослый клиент—его ребенок—консультант) или иную «фигуру» вносит свою специфику и в ряде случаев значительно усложняет консультативный процесс. В социальной психологии под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В отечественной психологии принято, что малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (то есть группа здесь — звено общественной системы). В настоящее время продолжается дискуссия о «нижнем» и «верхнем» пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между двумя и семью (при модальном числе 2). Широко распространено представление, что наименьшей малой группой является «диада», но с ней соперничает другая точка зрения, полагающая, что минимальное число членов малой группы — три человека. Например, некоторые исследователи считают, что в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта, а присутствие в группе третьего лица создает позицию наблюдателя (он уже не включен в конфликт). В нашем случае под малой группой мы имеем в виду прежде всего диаду. Например, мужа и жену либо семью в целом. В ситуации группового консультирования возможны несколько вариантов «проблемных малых групп»: 1. Родитель—ребенок; 2. Супруг—супруга; 3. Семья в целом. В нашей практике именно эти группы являются наиболее частыми «коллективными» клиентами психологического центра. Однако практика показывает, что обращаются за консультативной помощью и другие малые группы (например, сослуживцы, конфликтующие на работе, поссорившиеся любовники, соседи и т.д.). Следует заметить, что групповое консультирование пересекается с такими направлениями психологической помощи, как конфликтология, супружеская и семейная терапия (семейное консультирование). Направления эти являются столь сложными и обширными, что наша работа никак не может претендовать на их полное описание. Ограничимся поэтому только наиболее общими положениями, применимыми в психологическом консультировании малой группы. Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент. Может быть и так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчиков или пользователей психологической информации (Абрамова, 1995. С. 183). Однако на наш взгляд в консультативной практике (по крайней мере в современной России) более распространена ситуация, когда оба человека (А и Б), пришедшие в психологическую консультацию, являются клиентами. При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты: а) А жалуется на Б; б) А и Б жалуются на третье лицо; в) А и Б совместно хотят в чем-то разобраться; г) А жалуется на себя, Б хочет ему помочь (Кратохвил, 1991. С. 284). Первый этап работы с парой клиентов может быть совместным, причем консультант и клиенты пытаются вести общий разговор. Вероятно, это оптимальный вариант беседы в случаях б), в), и, возможно, г). В случае же, когда один клиент жалуется на другого, более рациональным является поочередное выслушивание жалоб клиентов. При этом один из них остается в кабинете с консультантом, а второй ожидает своей очереди за порогом кабинета. Например, при работе с парой родитель—подросток В.В.Столин считает, что иногда полезно первым пригласить на разговор подростка, потом его родителя. Этим подчеркивается взрослость подростка, его самостоятельность, а также непредвзятое отношение к нему консультанта (Сталин, Бодалев, 1989. С. 47—49). На втором этапе работы с парой консультант выступает как «психологический посредник». Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его. Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании малой группы, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако в данном случае перефразирование чаще направлено на то, чтобы клиента понял его партнер. Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов, это может звучать так: «Андрей, вы поняли то, что сейчас сказала Наташа? Она говорила о том...» (далее идет перефразирование). Возможна и иная ситуация групповой работы, когда один из обратившихся за консультацией выступает скорее в роли заказчика или пользователя психологической информации. Например, это происходит тогда, когда основная проблема связана с одним из партнеров (супругов, членов семьи). Его поведение явно неадекватное, нарушающее согласие (слишком ревнивое, эксплозивное, истерическое и тому подобное) или оно характеризуется излишней чувствительностью, неадаптивностью, нереалистичностью или астено-депрессивными проявлениями. В этом случае другой партнер используется консультантом как источник информации. Время от времени ему самому предоставляется специфическая информация и даются рекомендации, но систематическая работа ведется только с «главным героем» проблемной ситуации. Иногда, правда, целесообразно работать только с более «здоровым» из партнеров, поскольку с партнером-психопатом вряд ли можно получить желаемые результаты. «Здорового» партнера можно научить, как лучше вести себя с психопатом и как ликвидировать критические ситуации с помощью правильно выбранной тактики (Кратохвил, 1991. С. 284). Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 7.1. Телефонное консультирование Когда преподобный Питер У.Уэст из клеменсзудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св. Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера как места, куда люди, одинокие, растерянные или имеющие суицидальные намерения, могли обратиться за помощью, то ни один из них не предполагал, какая цепная реакция звонков последует, и как отзовется это по всему миру (Хэмбли, 1992. С. 3). В настоящее время на разных континентах существует несколько крупных международных служб телефонной помощи: Международная федерация служб неотложной телефонной помощи (IFOTES), международные линии жизни (Life Line), движение Самаритян (Befriending International). В 1982 году в Москве был открыт первый в Советском Союзе «Телефон доверия». Его основателем стала профессор Айна Григорьевна Амбрумова. Сегодня Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи объединяет 245 служб. Более 2500 консультантов в разных концах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам. При наличии общих корней, принципов и методов оказания дистантной консультативной помощи необходимо отметить следующее: при общении с консультантом у клиента неминуемо формируется фантазийный (мифологический) образ консультанта. Этому способствуют принципы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов. Клиент, получая большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как «необходимым» внешним видом, так и личностными чертами. Создается соответствующая структура «мифа». Другая группа специфических явлений связана с особенностями телефонного контакта как таковыми: отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает основную нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хорошем качестве телефонной связи можно также говорить 'и о темпе дыхания. Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling. Однако следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте. 1. Молчаливое обращение («молчащие звонки»): абоненту не хватает решительности начать разговор, он не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, помогающие удержать его и разговорить. Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может «ыть выражена самыми простыми фразами: «Пожалуйста, говорите, я готов выслушать Вас... Я понимаю, иногда бывает трудно начать разговор...» и т.п. В других случаях необходимо обеспечение обратной связи. Может быть описание каких-либо звуков, которые слышит консультант (Например: шум транспорта, дыхание клиента и т.п.). Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий «Да» и «Нет» и т.д. 2. Замаскированные обращения: «Это вызов такси?... А куда это я попал?... А что это у Вас за «Телефон доверия»?... А могу я Вам довериться?» — нередко за такими фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы. 3. Засорение (дурачества, шутки и т.п.). Услышав по телефону шутку, можно ответить шуткой, можно задать вопрос: «Это все, что Вы хотели сказать?». В любом случае консультант должен быть готов и к такому поведению клиента (Снегирева, 1991. С. 225—227). 4. Сексуальные звонки. Звонки из этой категории могут быть самыми трудными и неприятными из всех, с которыми сталкивается телефонный консультант. Избежать неловкости, смущения или даже некоторого испуга, помочь абоненту, действительно нуждающемуся в откровенном разговоре о своих половых взаимоотношениях, и при этом чувствовать себя комфортно, консультант может лишь при осознании своей сексуальности. Тремя правилами реагирования на такие звонки должны быть: принятие (не осуждение), дифференцировка и твердость. «Не осуждение» абонента должно сохраняться, даже если возникла необходимость сказать ему, что он переступил границы возможного обслуживания. Дифференцировка необходима для выбора ракурса между приятием человека и утверждением своих собственных законных прав не подвергаться манипуляции. Твердость важна для того, чтобы придерживаться линии, требуемой центром в отношении этого вида звонков. Абонент может быть настойчив, требователен и с большим трудом распознаваем. Очень вероятно, что он нашел путь для получения полового удовлетворения и его больше ничего не интересует. Из-за трудностей таких звонков и того, что подобные требования явно выходят за рамки допустимого и не соответствуют целям службы, многие центры установили политику прерывания сексуальных звонков. Другие центры, признавая существование у некоторых клиентов такой потребности, идущей от низкой самооценки и малой веры в себя, сделали попытку найти к «сексуальному абоненту» особый подход. «Самаритяне» в Лондоне, например, создали специальную группу телефонных консультантов, названных «Бренда», к которым направляются подобные абоненты. Как только «сексуальный» звонок идентифицирован, консультант говорит что-то типа: «Вам следует позвонить Бренде... Она дежурит в...час, пожалуйста позвоните тогда» (Хэмбли, 1992. С. 45).
|