Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Супервизия и подготовка консультантов
В переводе с английского супервизия (supervision) означает надзор, но Г.Хэмбли отмечает, что в настоящем и лучшем смысле слова «супервизия» — это «наблюдение за чьей-то работой». Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами, профессионалами и добровольцами. По данным зарубежных авторов, она может проводиться старшим персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами или директором агентства (Хэмбли, 1992. С. 48). В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться и днем и ночью, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. В Пермском областном центре социально-психологической помощи супервизия осуществляется сотрудниками, занимающимися консультированием и психотерапией не менее трех лет. Администрация центра также принимает участие в супервизии. Супервизия направлена как на улучшение личных качеств консультанта, так и на развитие консультативных умений (counseling-psychotherapy skills). В зарубежной литературе описаны следующие задачи супервизора: — придерживаться этических стандартов; — улучшать супервизорские умения; — содействовать профессиональному росту; — удовлетворять собственные профессиональные нужды; — придерживаться политики (тактики) агентства; — рост профессиональной идентификации (McCarthy, 1994. Р. 177—181). По-видимому, супервизия может осуществляться с помощью: — самооценки; — умения, объективности и опыта супервизора; — руководства группового лидера, при участии всей группы в оценке работы (Хэмбли, 1992. С. 48). Супервизоры используют различные техники. П.Маккарти (McCarthy, 1994) приводит следующий список техник, располагая их по частоте употребления от наиболее часто употребляемых к менее употребляемым: 1. Поддержка (ободрение). 2. Открытые вопросы.;, 3. Передача информации. 4. Совет., 5. Интерпретация. 6. Отражение содержания (рефлексия). 7. Отражение чувств. 8. Самораскрытие. 9. Моделирование. 10. Представление супервизорского случая. 11. Самововлекающие утверждения. 12. Влияние. 13. Закрытые вопросы. Конфронтация и домашние задания используются редко. В качестве процедур оценки (контроля) чаще применяются доклады (устные) и представления случаев, реже — запись случая, письменная оценка, ролевые игры, котерапия, непосредственное наблюдение, аудио-и видеозаписи (McCarthy, 1994. Р. 177—181). Необходимо подчеркнуть, что главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом. Хороший супервизор — это человек, верящий в уникальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит человеческие взаимоотношения (Хэмбли, 1992. С. 48).
|