Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феминология как наука и учебная дисциплинаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Глава I. Предмет и метод феминологии Феминология как наука и учебная дисциплина
Феминология (от лат. femina — женщина и греч. logos — слово, учение) — наука о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях — как наука и учебная дисциплина, новый компонент профессионального обучения, впервые внедренный при подготовке квалифицированных специалистов социального профиля Московским государственным социальным университетом. Феминология, как наука о жизнедеятельности женщины в обществе, отражает объективные закономерности ее существования и служит основой ее гуманной деятельности, целью которой является проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами. Цель этой науки — изучение взаимоотношений полов, анализ причин противоречий и характера взаимоотношений между ними в различных сферах жизни общества. Это наука, исследующая совокупность социально-политических, экономических и духовных условий преобразования общества на основе полного равенства мужчин и женщин в возможностях изменения существующего статуса женщины как человека " второго сорта". Задача феминологии — дать целостную концепцию, в которой должно быть отражено: во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданских позиций женщин. Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных и потому она настоятельно рекомендует развивать исследования, посвященные женской проблематике с тем, чтобы переработать существующие модели, которые оказывают свое воздействие на состояние знаний о социальном статусе женщин и сохраняют систему ценностей, способствующих неравноправию. Развитие и осуществление исследований по женской проблематике в учебных заведениях и за их пределами может способствовать созданию справедливого и равноправного общества, где мужчины и женщины будут выступать в качестве равных партнеров. Об этом шла речь на всемирной конференции, посвященной десятилетию женщин под эгидой ООН, проходившей в Найроби в 1985 г. Введение курса феминологии в учебные планы социально ориентированных специальностей в российских учебных заведениях, в частности, в Московском государственном социальном университете, обусловлено прежде всего необходимостью гуманизации системы образования, совершенствования социального образования в РФ. Социально-гуманитарное образование в высших учебных заведениях способствует распространению научных представлений о социальной динамике общества, специфике и общности интересов различных социальных групп, слоев населения, влияет на утверждение ценностей демократии, свободы, прав человека. Оно воспитывает и формирует активную творческую личность, специалиста с высокой гражданской позицией, стимулирует инициативу, творчество в современных условиях. И ни один специалист социальной сферы, профессионально занимающийся проблемами человека, его потребностями и интересами, не может обойтись без знания основ феминологии. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические основы российской государственности, обеспечила общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Вместе с тем демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод женщины. Наоборот, тендерная асимметрия усилилась в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно было стать началом перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе, но этого не случилось. Проблема прав женщин в современной России тесно связана с проблемой формирования устойчивой базы демократии, включения в демократический процесс всех без исключения членов общества, а значит, и женщин. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав человека в соответствии с принятыми международными документами (см. " Платформа действий" IV Всемирной конференции в Пекине 1995 г.). Они являются одним из параметров обновления нашего общества, способности перехода его от традиционного уклада к современному, либерально-демократическому. Провозглашение свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности отношений — и политических, и экономических, и социальных. Пренебрежительное отношение к правам и законным интересам женщин отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие населения к власти, усиливает социальную напряженность. Феминология как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств. Социальная проблематика в России на рубеже второго и третьего тысячелетий выдвигается на передний план. Преодоление противоречий в сфере социальных отношений будет определять уровень цивилизованности общества в будущем. XXI век открывает перспективы создания и устойчивого развития среды, благоприятной для реализации творческого потенциала каждого человека. Все страны мирового сообщества пришли к пониманию того, что социальное развитие и социальная справедливость являются главными условиями безопасности внутри страны и мира на земле. Научные исследования проблем, связанных с обоснованием необходимости существования справедливого, равноправного общества, и поиски путей выхода на уровень цивилизованного общества, когда женщины и мужчины будут выступать как равные партнеры, — это единственный путь развития гражданского гуманного общества, общества, где безусловными ценностями и нормами жизни должны быть свобода, достоинство и безопасность человека. Эти положения лежат в основе преподавания учебного курса феминологии. В программе Общероссийского общественно-политического движения женщин России сказано: " Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества невозможно" 1. И действительно, как писал английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806 — 1873) в своем эссе " Порабощение женщины" (1869): " До тех пор, пока право сильного властвовать над слабым владеет умами общества, попытки открыто бороться за равноправие слабых останутся тщетными" 2. Феминология — самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования. Она стремится теоретически обосновать неправомерность существования дискриминации, историческую обреченность чисто мужской деятельности во всех сферах жизни общества, показать, что прогресс общества в значительной степени зависит от положения женщины в нем, от взаимодействия не только представителей обоих полов, но и различных социальных групп, политических сил в обществе.
|