![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когда ты поступил в колледж, ты не сравнивал себя со своими сверстниками — одногруппниками? ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
М. А. Мне кажется, что я умнее их... Я менее эгоистичен. Мне кажется, я взрослее, и ценности другие. - Чего бы ты хотел в жизни больше всего? М.А. Хочу стать профессионалом. И не для себя, а для других. В школе я мало общался, а в колледже я понял, что мы (те, кто учился в психолого-педагогическом классе) и общаемся по-иному. - Может быть, это просто другой социальный статус, М.А. Подрос, конечно, но личностному росту моему помог именно курс психологии. Я больше наблюдал и анализировал, чем действовал. Это было важно для меня. - А если бы у вас была не психология, а литература, на М.А. Хорошо бы, чтобы каждый учитель знал психологию. Однако никакой другой предмет не мог бы заменить психологию, на мой взгляд. - В чем отличие психологии, которую вы изучали в шко М. А. В традиционном виде психология в основном понятийная наука. Мы же на уроках старались не только оперировать понятиями, но и работать с ними. Больше останавливались на самоанализе, на работе со своей личностью. Я думаю, наш курс необходим. Много было полезного. Например, представить себя в какой-то ситуации — нас этому учили. Это позволило мне стать готовым к жизни, более гибким. - Как ты думаешь, кем ты будешь лет через семь? М.А. Я представляю себя человеком, который занимается тем, что ему нравится. Преподавателем. Надеюсь, что я стану известным в музыке. Как преподаватель математики, я пытался бы учить совершенно по-другому. Поменьше делать различие ученик — учитель, обращаться к ученикам на Вы. Я бы хотел совершенно изменить обучение в школе. Я хотел бы стать человеком, к которому можно прийти и поговорить просто так. Я думаю, буду силен в «обыденной» психологии. - Лет через семь как бы ты хотел измениться? М.А. Я хотел бы лучше понимать людей, их чувства. - За счет чего это возможно, как ты думаешь? М.А. За счет того, что в меня как бы «заложили» творческий потенциал, и я всегда смогу работать. - В чем это выражается? - Как ты думаешь, в твоих отношениях с окружающим М.А. Во всем. Я смогу понимать другого человека как личность: понять, что каждый имеет право на свое чувство. Следовательно, я не буду отвечать агрессией на агрессию. Но защищаться буду уметь. - А раньше тебе была свойственна агрессивная защита? - Может, это характерно только для 13 — 14 лет? моих ровесников это остается важным и сейчас, в 18 -19 лет. - Если взять теорию, содержание курса психологии в М.А. Результат курса — это некоторая целостность, которая может взаимодействовать со всем и с собой, внутренние связи этого материала достаточно сильны. Курс прежде всего направлен на «самого себя». Формирует умение работать над самим собой. Это творческая работа. Нам часто давали задания, где надо было высказать свое отношение к чему-то, и это очень влияло на личностный рост. Надо, чтобы каждый научился выражать свое отношение к чему-то. Пример 3 Сорокин Денис, 18 лет, студент 1 курса МИЭМ, 07.06.93. - Результаты курса психологии, который ты изучал 4 года С. Д. Конечно. Есть самоконтроль, легче переносить неудачи, проблемы в институте. Идеи вижу гораздо лучше и понимаю. Способность реализовать себя курс поставил на какую-то основу... Да и по жизни легче ориентироваться. Встречая нового человека, интуитивно представляю, что это за человек. С помощью психологии все это осознается, переводится на такой уровень сознания, на котором уже психологическим знанием можно оперировать. Понимаешь мотивы действий людей, даже власть некоторая появляется над ними. — Можешь нарисовать целостную картину курса с нынешней, более взрослой позиции? С. Д. Противоречивая. Было интересно, первые два года отношения людей изучали, было здорово. Эмоционально было просто здорово. - Твои переживания: ты через этот курс. Что это для тебя С. Д. Возможность понять себя, осознать себя в системе отношений и делать себя, в итоге — самосовершенствоваться. Тогда мне было интересно просто это делать. Саморазвиваться. - Как ты думаешь, что Маргарита Владимировна с вами С. Д. Она пыталась научить нас делать себя, думать над собой. Рассказывала, давала что-то, чтобы нам было интересней жить. Ее энергия поражала, конечно. - Какие изменения произошли в тебе благодаря курсу? С. Д. Вообще способность осознать происходящие возрастные изменения, увидеть эти изменения, понять. - Что осознал? За счет чего ты это осознал? С. Д. Изменение ценностных ориентации в себе. Выражалось в приложении: в отношениях с родителями, например. Это была реальная помощь в решении проблем в отношениях с учителями (если раньше учитель на меня орал, я оскорблялся, то потом я думал: «Да плевать, он несчастный человек, работа у него такая»). Конфликты с родителями разрешаться стали. В жизни все это, что получал на психологии, воспроизводил. Да и вообще, это здорово — уметь что-то сделать, чего другие не умеют. Например, было важно в том возрасте для меня — гулять не до 24.00, как требовали родители, а до часа ночи. Мои сверстники ругались с родителями, не находили решения проблем. Я же поговорил по-человечески, и все. Я не знаю, как бы я решал это дело и другие вопросы, если бы не курс. - Ты соотносил эти умения, изменения в себе с курсом? С. Д. Нас побуждали все время думать, например, над тем, что «я равен другому человеку» и т.д. — Как ты понял, что эти изменения связаны именно с кур С. Д. При сравнении со сверстниками, которые этим курсом не занимались, с их поведением. - Смог бы ты почувствовать человека — «кто он»? С. Д. Элементарно. - Как ты думаешь, в чем главное отличие вас, прошед С. Д. Главное отличие — в сфере взаимоотношений с миром, вообще со всеми. Осознание проблем, осознание ситуации. Понятно же, что реакция человека, понимающего причины происходящего, и реакция человека, не понимающего причины происходящего, — это небо и земля. - Можешь точнее сформулировать, в чем различие? С. Д. Точно трудно сказать, психология — достаточно тонкая вещь, не всегда возможно формализовать. Чтобы понять что-то, это что-то должно произойти. Не в смысле физического явления, события, в котором участвуют люди. Самый идеальный вариант — посмотреть его реакцию на поведение другого человека. По твоей реакции на его реакцию уже можно сказать многое. Конфликт вообще идеально показывает, кто есть кто. Если определить, что человеком двигало, потом будет ясно, кто он такой. Ты ставишь себя на его место и смотришь, как бы прореагировал ты (прошедший курс). - Ты говорил: я бы почувствовал себя на его месте. Ког С. Д. С курсом все это совпало. Может, это все и было во мне, но в курсе все это осознал ось и нашло свое применение. — Что ты соотнес с собой, что ты из себя «вытащил», что С. Д. Главное — отсутствие злой спонтанной взрывной реакции, а также направленность — конструктивная (в отличие от конфликтной, присущей большинству). - Правильно ли я тебя понял: ты думаешь, что человек,
|