Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ России в лирике М. Ю. ЛермонтоваСтр 1 из 6Следующая ⇒
Что такое Родина? Для каждого человека оно означает что-то свое, но для всех это очень важное в жизни слово. В детстве Родина — это родной дом, родители, позже это понятие расширяется, и мы осознаем, что Родина огромна, она дает нам силы, радость жизни. Родина бесконечна и величественна. Тема Родины стала основной в лирике многих русских поэтов. О чем бы ни писали они, образ родной земли, подвиги народа, исторические события, общественные перемены неизменно становились главными источниками вдохновения. Любовью к Родине наполнены и многие стихи М.Ю. Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна, он не может все принять в своем отечестве. Его любовь— искреннее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. «Люблю отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина». В стихотворении «Жалобы турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается: «Друг! этот край... моя отчизна». Обреченный на одиночество, герой лермонтовской лирики напряженно переживает свое отношение к Родине. Но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна искоренить его влечение к отчизне. Боюсь сказать! — душа дрожит! Что, если я со дня изгнанья Совсем на Родине забыт! («Спеша на север из далека...») Родина для поэтического героя — это место рождения и смерти, это страна родных и близких ему людей, «тех добрых, милых, благородных, деливших Молодость мою». ...Я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшийся с землей, Навеки прежний вид оставит свой. («Я видел тень блаженства; но вполне...») Общение с природой родного края, с ее непритязательной красотой рождает в душе лирического героя высокие стремления, приближает его к нравственным идеалам: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога!.. («Когда волнуется желтеющая нива») Поэт постоянно ищет идеалы в современной жизни и, не найдя их, обращается к историческому прошлому. Так, в балладе «Бородино» народ, «могучее, лихое племя», воплощает в себе представление об отечестве, ибо понятия «народ» и «Родина» для него неразделимы. По утверждению Добролюбова, Лермонтов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». В 1840—1841 годах поэт пишет два стихотворения («Прощай, немытая Россия...» и «Родина»), в которых ярко отразилось противоречивое чувство автора к России. «Прощай, немытая Россия...» — самое резкое политическое стихотворение Лермонтова. Неприятие всех сторон русской действительности — вот идея произведения: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет официальной патриотической идеологии иную любовь к Родине и русскому народу. «Страна рабов, страна господ» — это еще не вся Родина. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи кочующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открывалась лирическому герою его страна с ее неразгаданной тайной. Родина — это еще и народ, простые русские люди: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно... «Во всех своих стихах он мрачен и капризен... но чуть стоит ему коснуться народа, тут он светел и ясен», — писал Ф. М. Достоевский. Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и мощные, богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и горькие раздумья о бесправии и духовном рабстве. Лермонтовское чувство к Родине: «Но я люблю — за что, не знаю сам», — нашло воплощение в творчестве русских поэтов следующих поколений. Во второй половине XIX века Некрасов напишет: ... Все, что, жизнь мою опутав с первых лет, Проклятьем на меня легло неотразимым, — Всему начало здесь, в краю моем родимом!.. А в начале XX века Блок выразит свою привязанность к родной земле так же откровенно и искренне: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, — Как слезы первые любви! «И я любил всем напряжением душевных сил...» Эти строки из стихотворения «1831-го июня 11 дня» — словно эпиграф к любовной лирике Лермонтова, лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, тема любви — зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов — ночное светило нашей поэзии», — писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У него мотивы одиночества, противостояния «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви: в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье: Меня бы примирила ты С людьми и буйными страстями, — писал он, обращаясь к Н.Ф. И. — Наталии Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся больше нота. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов — это история неразделенного чувства: Я недостоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила. Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования: И стих безумный, стих прощальный В альбом твой бросил для тебя, Как след единственный, печальный, Который здесь оставлю я. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначенья для иной, высшей свободы и иного счастья — счастья творить. Завершающее цикл стихотворение — одно из самых прекрасных у Лермонтова — это не только расставание с любимой, это и освобождение от унижающей и порабощающей страсти: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам... Контраст между высоким чувством героя и «коварной изменой» героини в самом строе стиха, насыщенном антитезами, столь характерными для романтической поэзии: И целый мир возненавидел, Чтобы тебя любить сильней... Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения — на контрастах, противопоставлениях построена вся лирика поэта; И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвышенный и идеальный: Улыбку я твою видал, Она мне сердце восхищала... Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Пленительный облик этой нежной, одухотворенной женщины предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича: ...Все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но и в стихах, посвященных Варваре Александровне, звучит тот же мотив разлуки, роковой неосуществимости счастья: Мы случайно сведены судьбою, Мы себя нашли один в другом, И душа сдружилася с душою, Хоть пути не кончить им вдвоем! Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова. Между ними не было непреодолимых преград. Разгадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «роман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагический невозможности счастья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает романтический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой любовь существовать не может. Поэтому Лермонтова так притягивают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это может быть чувство, восставшее.против власти «светских цепей»: Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Морская царевна». Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»: Увы! Он счастия не ищет... Этой строке вторят другие: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, за которым для него — сон души, угасание и самого поэтического дара. Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в ее обычном понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного» даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.
|