Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова






Что такое Родина? Для каждого человека оно озна­чает что-то свое, но для всех это очень важное в жиз­ни слово. В детстве Родина — это родной дом, роди­тели, позже это понятие расширяется, и мы осознаем, что Родина огромна, она дает нам силы, радость жиз­ни. Родина бесконечна и величественна.

Тема Родины стала основной в лирике многих рус­ских поэтов. О чем бы ни писали они, образ родной земли, подвиги народа, исторические события, обще­ственные перемены неизменно становились главными источниками вдохновения. Любовью к Родине напол­нены и многие стихи М.Ю. Лермонтова. Его любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна, он не может все принять в своем отечестве. Его любовь— искрен­нее и горячее, но в то же время очень противоречивое чувство. «Люблю отчизну я, но странною любовью», — признается поэт в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Жалобы турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с го­речью признается: «Друг! этот край... моя отчизна».

Обреченный на одиночество, герой лермонтовской лирики напряженно переживает свое отношение к Родине. Но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна искоренить его влечение к от­чизне.

Боюсь сказать! — душа дрожит!

Что, если я со дня изгнанья

Совсем на Родине забыт!

(«Спеша на север из далека...»)

Родина для поэтического героя — это место рож­дения и смерти, это страна родных и близких ему людей, «тех добрых, милых, благородных, деливших Молодость мою».

...Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшийся с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

(«Я видел тень блаженства; но вполне...»)

Общение с природой родного края, с ее непритяза­тельной красотой рождает в душе лирического героя высокие стремления, приближает его к нравственным идеалам:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога!.. («Когда волнуется желтеющая нива»)

Поэт постоянно ищет идеалы в современной жиз­ни и, не найдя их, обращается к историческому про­шлому. Так, в балладе «Бородино» народ, «могучее, лихое племя», воплощает в себе представление об оте­честве, ибо понятия «народ» и «Родина» для него не­разделимы. По утверждению Добролюбова, Лермон­тов, «умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого лож­ного пути находится только в народе».

В 1840—1841 годах поэт пишет два стихотворения («Прощай, немытая Россия...» и «Родина»), в кото­рых ярко отразилось противоречивое чувство автора к России. «Прощай, немытая Россия...» — самое рез­кое политическое стихотворение Лермонтова. Непри­ятие всех сторон русской действительности — вот идея произведения:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В стихотворении «Родина» Лермонтов противопо­ставляет официальной патриотической идеологии иную любовь к Родине и русскому народу. «Страна рабов, страна господ» — это еще не вся Родина.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

На деревенских проселках в полную ширь и во всей красоте открывалась лирическому герою его страна с ее неразгаданной тайной. Родина — это еще и народ, простые русские люди:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно...

«Во всех своих стихах он мрачен и капризен... но чуть стоит ему коснуться народа, тут он светел и ясен», — писал Ф. М. Достоевский.

Лермонтов создает свой образ Родины. В его про­изведениях мы видим и мощные, богатырские харак­теры, и величественные картины русской природы, и горькие раздумья о бесправии и духовном рабстве.

Лермонтовское чувство к Родине: «Но я люблю — за что, не знаю сам», — нашло воплощение в твор­честве русских поэтов следующих поколений. Во вто­рой половине XIX века Некрасов напишет:

... Все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

А в начале XX века Блок выразит свою привязан­ность к родной земле так же откровенно и искренне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

«И я любил всем напряжением душевных сил...»

Эти строки из стихотворения «1831-го июня 11 дня» — словно эпиграф к любовной лирике Лермон­това, лирике «сильнейших страстей» и глубоких стра­даний. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, тема любви — за­звучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов — ночное светило нашей поэ­зии», — писал Д. Мережковский. И воистину, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лер­монтова она неразлучна с печалью. У него мотивы одиночества, противостояния «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви: в его художествен­ном мире высокое чувство всегда трагично.

Лишь изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтою о счастье:

Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями, —

писал он, обращаясь к Н.Ф. И. — Наталии Федоров­не Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Но это лишь одна, не повторившаяся боль­ше нота. Весь же цикл посвященных Ивановой сти­хов — это история неразделенного чувства:

Я недостоин, может быть, Твоей любви; не мне судить, Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я скажу, что ты Несправедливо поступила.

Перед нами словно страницы дневника, где запе­чатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:

И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я.

Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначенья для иной, высшей свободы и иного счастья — счастья творить. Завершающее цикл стихотворение — одно из самых прекрасных у Лер­монтова — это не только расставание с любимой, это и освобождение от унижающей и порабощающей стра­сти:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам...

Контраст между высоким чувством героя и «ко­варной изменой» героини в самом строе стиха, насы­щенном антитезами, столь характерными для роман­тической поэзии:

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней...

Этот типично романтический прием определяет стиль не только одного стихотворения — на контр­астах, противопоставлениях построена вся лирика по­эта; И рядом с образом «изменившегося ангела» под его пером возникает другой женский образ, возвы­шенный и идеальный:

Улыбку я твою видал,

Она мне сердце восхищала...

Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной, любовь к которой не угасала у поэта до конца дней. Плени­тельный облик этой нежной, одухотворенной женщи­ны предстает перед нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича:

...Все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но и в стихах, посвященных Варваре Александров­не, звучит тот же мотив разлуки, роковой неосущест­вимости счастья:

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

Отчего же так трагична судьба любящих? Известно, что Лопухина ответила на чувство Лермонтова. Между ними не было непреодолимых преград. Раз­гадка, наверное, кроется в том, что лермонтовский «ро­ман в стихах» не был зеркальным отражением его жизни. Поэт писал о трагический невозможности сча­стья в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света». Перед нами опять возникает ро­мантический контраст между высоким идеалом и низкой действительностью, в которой любовь сущест­вовать не может. Поэтому Лермонтова так притяги­вают ситуации, таящие в себе нечто роковое. Это мо­жет быть чувство, восставшее.против власти «свет­ских цепей»:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

Это может быть гибельная страсть, изображенная в таких стихотворениях, как «Дары Терека», «Мор­ская царевна». Вдумываясь в эти стихи, невозможно не вспомнить знаменитый «Парус»:

Увы! Он счастия не ищет...

Этой строке вторят другие:

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежно­сти, от покоя, за которым для него — сон души, уга­сание и самого поэтического дара.

Нет, в поэтическом мире Лермонтова не найти сча­стливой любви в ее обычном понимании. Душевное родство возникает здесь вне «чего б то ни было земного» даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразительное стихотворение «Сон». Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но имен­но оно помогает понять, что есть любовь для лермон­товского героя. Для него это прикосновение к вечно­сти, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лер­монтова.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал