![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Со всех сторон окружены.Стр 1 из 7Следующая ⇒
РУССКАЯ ПРИРОДА В ПОЭЗИИ Ф. Я. ТЮТЧЕВА Для Федора Ивановича Тютчева природа — не просто одна из постоянных тем его творчества, предмет поэтических раздумий. Вряд ли можно найти поэта, который пренебрёг бы пейзажными описаниями, не любовался бы красотой звездного неба или утренней зари. У Тютчева же — нечто гораздо большее: в образах природы отражена душа человека, выражено философское понимание мира, общее ощущение трагедийности бытия. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Природа в стихах Тютчева наделяется собственным характером; она погружается в различные состояния — от бурного ликования до томительного сна. Сравнив два четверостишия: Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой... И Здесь, где так вяло свод небесный На землю тощую глядит, — Здесь, погрузившись в сон железный, Усталая природа спит... В первом случае речь идет об активности жизненных сил, о буйстве мироздания. Во втором — о земной усталости и внутренней неподвижности. Оба состояния и оба настроения равноправны и существуют в поэтическом мире Тютчева как два полюса единого целого. Человек, по Тютчеву, — это всего лишь частичка природного мира, и потому он не свободен от темных хаотических инстинктов. Стремясь приобщиться к природной жизни, душа человеческая в равной степени впитывает в себя и ее гармоническую певучесть и саморазрушительное начало: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! На землю с ее бедами и радостями поэт смотрит с очень большой высоты, высоты Космоса. И с этой точки зрения земные заботы тонут в безбрежном океане мирозданья: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающей бездной Со всех сторон окружены. «Бездна», «рок», «роковой», «древний хаос» — эти слова можно считать кл ючевыми для лирики Тютчева. Тема грозных, роковых явлений природы, всеобщих катаклизмов, бросающих вызов воле и бесстрашию человека, — во всей мощи и конкретности впервые зазвучала в русской поэзии именно у Тютчева, хотя отдельные мотивы встречались у Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова. Однако изображением одного хаотического разброда в мире природы Тютчев не ограничивается. Для него важно творческое созидательное начало, которое составляет один из важнейших законов мироздания. Вот, например, стихотворение «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды,
|