![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек и природа в лирике Лермонтова
С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний и т.д. В этом случае мир природы как бы проецируется на мир человека. Между ними обнаруживается много общего. Жизнь человека так же недолговечна, как, скажем, и жизнь цветка. А стихия человеческой страсти уподобляется природным стихиям. Однако, с другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо — низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное (это многочисленные, рассыпанные по лермонтовским стихотворениям листки, колеблемые бурей, хилые деревца, цветы и т.д.). Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей (человеческое) и небом (божественное) выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. С ними связаны самые чистые, светлые воспоминания и переживания. Именно здесь возможно достижение гармонии. Мир природы лишен единства, очень редко Лермонтову удается нарисовать целостный пейзаж. Как правило, картины природы распадаются на ряд отдельных моментов, составных частей. Так, образ пустыни в стихотворении " 1831-го июня 11 дня" лишен единства. Перед нами перечень отдельных, самостоятельных образов: ветер, коршун, табун, облако: Люблю я ветер меж нагих холмов, И коршуна в небесной вышине, И на равнине тени облаков. Особый аспект темы природы в лирике Лермонтова — тема взаимодействия природы и человека. Раскрытие, подача этой темы определяется своеобразием образа лирического героя, который в этом мире — вечный странник, одинаково чуждый и земле, и небесам. И если мир земной оказывается, тем не менее, близким и понятным лирическому герою, то мир небесный — бесконечно далеким и недостижимым, даже чуждым: На звезды устремлял я часто взор И на луну, небес ночных узор, Но чувствовал, что не для них родился. Подобная чуждость мира небесного миру человека четко просматривается в стихотворении " Тучи". Первая строфа стихотворения выражает попытку найти нечто общее, некие точки соприкосновения между судьбой человека и образом тучек. И они находятся: и лирический герой и " тучки небесные" — изгнанники, но прямой связи между ними нет (" будто как я же, изгнанники"). Во второй строфе, целиком построенной из вопросительных предложений, поэт пытается выяснить причину изгнания, и выясняется, что ее нет. К миру небесному неприменимы человеческие понятия: " тучкам небесным" чужды страсти и чужды страдания. У них нет родины, и, следовательно, не может быть изгнания. Так как лирический герой Лермонтова противостоит всему миру (" Я был рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей"), он противостоит и миру природы. Он наблюдает самостоятельное течение природной жизни и осознает невозможность достижения гармонии и единства с природой. Отсюда — два мотива, или точнее, настроения, чувства. Во-первых, чувство зависти, которое испытывает герой по отношению к некоторым природным явлениям (" Почему я не родился этой синею волной? ", " Только завидую звездам прекрасным, только их место занять бы желал"). А, во-вторых, страстное желание слиться с природой. В некоторых стихотворениях Лермонтов дает описание тех условий, при которых это желание осуществимо. Как правило, условия эти невыполнимы: В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу (...) О, если б взойти удалось мне туда Как я бы молился и плакал тогда, И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я! (" Крест на скале") Достижение единства с природой понимается как преодоление внутренних противоречий, внутренней раздвоенности, как достижение единства с миром в целом и обретение покоя. Но это стремление неосуществимо как из-за изначальной противоречивости человека, так и из-за противоречивости самой природы. В этой связи стихотворение " Выхожу один я на дорогу необычно для лирики Лермонтова. Здесь обрисована ситуация, при которой противостояние верха и низа, неба и земли снимается: разорванные прежде связи восстанавливаются как по вертикали, так и по горизонтали (из конца в конец): Пустыня внемлет Богу И звезда с звездою говорит. Все части космического пространства взаимодействуют, причем взаимодействие это имеет не " механический", формальный" характер, а естественный. В таком мире лирическому герою удается обрести долгожданную гармонию с миром. Он как бы сознательно отказывается от времени, от прошлого и будущего: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть, - тем самым приобщается к вечности. Мотив сна, одинаково отличного и от жизни и от смерти, который появляется в этой строфе, очень характерен для лирики Лермонтова. Поэт как бы продолжает заданную Шекспиром вопрос-тему: " Какие сны в том смертном сне приснятся? ". Развивая и продолжая эту тему, Лермонтов как бы создает своеобразную " мифологию" посмертной живой дремы. " Сон", именно смертный сон, становится предпосылкой таинственного сновидения. Такой сон трактуется Лермонтовым как блаженное успокоение, освобождение от страстей, обретение покоя. Посмертный сон-дрема связывает человека с космосом, пробуждает прапамять. Образ дуба, появляющийся в последней строфе и символизирующий собой мировое древо, также связывает, соединяет собой два мира — мир человека и мир природы, подчеркивает их нерасторжимость. Таким образом, отношения природы и человека в лирике Лермонтова неоднозначны. Пребывающий в вечном разладе с самим собой и с окружающим миром, лирический герой Лермонтова, тем не менее, осознает свою причастность к миру природы. Однако невозможно достичь гармонии и единства в дисгармоничном мире, в мире разорванных связей. Гармония человеческой души и гармония природы взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
|