Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правове регулирование малого и среднего бизнеса
Понятие Впервые понятие «малое предприятие» Законе СССР от 4 июня 1990 «О предприятиях». Критерии: 1) относительная экономическая независимость от др. лиц – РФ, субъектов, общественных организаций, ЮЛ, не являющихся малыми предпринимателями; 2) численность работников в зависимости от сферы п/д (ст.3)
Малое и среднее предпринимательство – социально-экономическое явление обозначающее группу субъектов хозяйствования, выделенную по оределённым критериям, установленных в зак-ве, и нуждающихся в поддержке гос-ва. Категории (ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») 1) ИП с определёнными критериями; 2) КФХ; 3) КОМ ЮЛ с определёнными критериями (кроме ГУП и МУП). 4) потребительские кооперативы (НЕКОМ ЮЛ).
Критерии (ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»): 1) структура уставного капитала - суммарная доля РФ, субъектов, м/с, партий, общественных и религиозных организаций благотворительных и иных фондов не превышает 25%; - доля иных ЮЛ, не относящихся к среднему и малому бизнесу – не более 25 %.
2) средняя численность работников - до 15 => микропредприятие; - от 15 до 100 => малое; - от 101 до 250 => среднее. 3) размер выручки без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий год (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий год не больше показателей, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556: - микропредприятия - 60 млн. рублей; - малые предприятия - 400 млн. рублей; - средние предприятия – 1 000 млн. рублей.
Поддержка малого и среднего бизнеса Цели гос-ва (п.2 ст. 6 ФЗ): 1) развитие субъектов МиСП для конкурентной среды; 2) обеспечение благоприятных условий для развития МиСП; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов МиСП; 4) оказание содействия субъектам МиСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной; 5) увеличение количества субъектов МиСП; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами МиСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП; 8) увеличение доли уплаченных субъектами МиСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов.
Реализация: 1) специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД), упрощённый учёт и декларации; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности; 3) упрощенный порядок составления статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в госзаказах; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов МиСП при осуществлении государственного контроля (надзора) => ФЗ «Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (для малых и средних предприятий сокращены сроки проверок); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МиСП; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МиСП; 9) иные меры.
Порядок получения мер поддержки: Ведутся специальный реестры субъектов МиСП (ст. 8 ФЗ). ПП РФ «Положение о ведении реестров» от 06.05.2008 N 358. Невключение в данные реестры не влечёт отказ в предоставлении помощи, т.к. основания отказа в ст. 14 ФЗ (письмо Минкэкономразвития от 23.05.2008 № Д05-2022).
Формы и области поддержки ПРОГРАММНЫЙ ПРИНЦИП поддержки (ч.2 ст. 16 ФЗ) – порядок и условия поддержки устанавливаются в федеральный, региональный и местных программах.
Формы поддержки (ч.1 ст. 16 ФЗ): 1) финансовая (субсидии, инвестиции, государственные и м/с гарантии по обязательствам, ч.1 ст. 17 ФЗ) 2) имущественная (передача во владение и пользование публичного имущ-ва: помещения, средства труда, оборуждование и т.д., которое должно использоваться по целевому назначению, ч.1 ст. 17 ФЗ) 3) информационная (создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей => предоставляют информацию о рынке, кол-ве субъектов МиСП и т.д., д.б. опубликована в Интернете на сайте органов – ст. 19 ФЗ) 4) консультационная (создание организаций, которые оказывают консультационные услуги + возмещение затрат на консультации)
Области поддержки (ч.1 ст. 16) 1) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров (создание образовательных программ, курсов, ст. 21); 2) в области инновации и промышленного производства (создание инвестиционных фондов, содействие регистрации патентов, изобретений, полезных моделей, привлечение как субподрядчиков к более крупным проектамст.22); 3) в области ремесленной деятельсности (финасовя, имущественная помощь и т.д. ст. 23) 4) поддержка субъектов МиСП, осуществляющих внешнеторговую деятельности (содействие в продвижении на м/н рынок ст. 24 ФЗ); 5) поддержка субъектов МиСП, осуществляющих с/х деятельности (ст. 25).
Конкретные меры 1. Создание при органах м/с координационных и совещательных советов (п.5 ст.11 ФЗ)
2. Особые налоговые режимы: а) УСН: 2 вида => 6% с доходов; 15 % с доходов – расходы. Субъекты (не более 25% доля другой организации в уставном капитале; численность работников не более 100 человек, остаточная стоимость средств и нематериальных активов не более 100 млн. р.) (глава 262 НК) б) ЕНВД: 2 критерия субъектов: опредённый вид деятельности (бытовые, автотранспортные услуги, мойки, торговля и т.д.) + не больше 100 человек и доля других ЮЛ не более 25% (глава 263 НК). Налогооблагаемая база: физический показатель (работники, территория, торговый автомат и т.д.) умножить на базовую доходность в месяц (установлена в ст. 346.29 НК) => с данного вменённого дохода уплачивается 15 %. в) ЕСХН (единый с/х налог): ЮЛ не надо платить налог на прибыль, налог на имущ-во организаций, НДС, а ИП не надо платить НДФЛ (в отношении доходов, от п/д), налог на имущ-во ФЛ (в отношении имущ-ва в целях п/д), НДС. Налоговая база: доходы – расходы (глава 261 НК) => 6 % с прибыли.
Гарантии защиты прав субъектов МиСП · Указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 " О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" => рекомендации по сокращению плановых проверок до 1 раза в 3 года, кроме налогового контроля.
· ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (на распространяется на многие виды контроля: таможенный, налоговый, валютный и т.д. см. ст. ч.3.1 ст. 1 ФЗ). Проверки только на основании приказа (распоряжения) органа ИСП власти и только уполномоченным в данном приказе ДЛ.
Срок проверки: не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях можно продлить ещё на 20 дней). В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Плановые проверки: не чаще 1 раза в 3 года (кроме сфер здравоохранения, образования и социальной сферы). Внеплановые проверки (если из любых источников стало известно о фактах, кроме анонимов): а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Для малого и среднего бизнеса внеплановые проверки только после согласования с прокуратурой (ч.5 ст. 10 ФЗ).
Проверяющие не вправе: а) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении б) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; в) превышать установленные сроки проведения проверки и др.
|