Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции рынка






Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это механизм обмена, который посредством цен позволяет согласовать действия обособленных экономических субъектов.

Объективная необходимость рынкаобусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынкаявляются общественное разделение труда и обособление субъектов хозяйствования. Общественное разделение труда выражается в том, что отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируютсяна производстве тех или иных товаров и услуг. Специализация определяется принципом сравнительных преимуществ, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

Экономическая обособленностьпроизводителей проявляется в том, что производитель самостоятельно решает что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию.

Условием возникновения рынка является и разрешение проблемы трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров и т.д. если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок товаров не будет создан.

Сущность рынка реализуется через его функции. Колебания рыночных цен определяют важнейшие функции рынка: распределительная, стимулирующая, дифференциация доходов субъектов рынка.

В структуре рынка можно выделить три основных элемента: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Различают инфраструктуру товарного, финансового и рынка труда. Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками. Инфраструктура финансового рынкавключает в себя валютные и фондовые биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка трудавключает биржи труда, службы занятости, регулирование миграции рабочей силы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал