Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя в кардиналистской концепции
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. Полезность, или ютиль – это субъективное удовлетворение, получаемое потребителем от потребления товаров и услуг. Количественный (кардиналистский) метод измерения полезности был предложен У.Джевонсом, К.Менгером, Л. Вальрасом в последней трети XIX века в виде теории предельной полезности. В теории предельной полезности предполагается, что потребитель способен дать количественную оценку полезности любого товарного набора. Для анализа потребительского выбора на основе теории предельной полезности различают общую полезность и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это удовлетворение (полезность), получаемое от потребления всего набора (комбинации) товаров и услуг (рис. 7.1).
Рис.7.1. Общая полезность Общая полезность для потребителя возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления. Чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности, получаемое от каждой дополнительно потребленной единицы некоторого блага. Под предельной полезностью понимают полезность последней единицы потребляемого блага, это приращение общей полезности вследствие увеличения потребления товара на одну единицу: , где: MU – предельная полезность; ∆ TU – изменение общей полезности; ∆ Q – изменение количества потребляемых благ. Общую полезность можно выразить в виде функции: , где: TU – общая полезность данного набора товаров; Qx , Qy…, Qn – объемы потребления товаров X, Y, …N. Графическое изображение предельной полезности показано на рис. 7.2. Рис.7.2. Предельная полезность
Покупатель приобретает товар для удовлетворения потребностей. По мере насыщения потребности в данном товаре субъективная полезность этого товара, удовлетворение от потребления каждой его последующей единицы снижается. Данное положение носит название закона убывающей предельной полезности, известный в микроэкономике как первый закон Госсена. Согласно закону убывающей предельной полезности, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности данного блага. Это объясняет отрицательный наклон кривой спроса на блага на графике. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребления. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то покупатель может купить дополнительное количество данного блага, если его цена снизится. Потребитель расходует свой денежный доход на приобретение различных благ. Максимум полезности достигается тогда, когда предельная полезность в расчете на одну денежную единицу (рубль, доллар, евро и т.д.) израсходованную на покупку каждого вида товаров будет одинаковой. В этом случае функция полезности максимизируется. Это положение получило название второго закона Госсена. Такое поведение потребителя называется правилом максимизации полезности, которое можно выразить в следующем виде: , где: MU – предельная полезность отдельных товаров; P – их цена. Из этого правила максимизации полезности вытекает, что соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен. Следовательно,
Таким образом, потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Если потребитель «уравновесит» свои предельные полезности в соответствии с принципом максимизации полезности, то он не будет стремиться к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.
|