Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел. Формирование ориентировочной основы.
Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении. Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием. Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет». На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи. Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа: · Сравнение рассказа и набора слов из него. · Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений. · Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения. · Сравнение рассказа и его деформированного варианта. Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения. Рассказ повествовательного характера В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью. Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью. Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе Рассказ повествовательного характера Сорвал ветер с дерева листок. Покру…………. Деформированный вариант рассказа. Так муравей оказался на берегу. Пригнал ………… Основным ориентиром для опознания рассказа-повествова ния является представление о событии, которое можно изобра зить на картинке или представить себе мысленно. Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнес ти с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле. Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки. В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка. На занятиях целесообразно использовать графические схемы. Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным. Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом: 2 раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста. Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по кото рым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?» Опираясь на план, дети доказывают правильность своего вы бора, следуя при этом порядку его пунктов. Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено: · формированию мотивации к связному рассказыванию · формированию относительно длительного рассказа. Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие: - упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой. - упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. - упражнения на развитие замысла Упражнения на восстановление порядка серии картин Детям предлагается: · отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок толь ко те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ · восстановить заданный порядок картинок по памяти; · найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный по рядок элементов серии. Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. — найти «пропавшую» картинку и определить — найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить — и т.д. Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с по следующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик». Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай. Предъявляя графическую схему необходимообъяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе. Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам. Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же, так как две одинаковые картинки. Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.
|