Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выразительность пластики тела
Лицо, является главным источником информации о психологических со стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контро лировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога. Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика. Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще ние. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель ности по отношению к людям. Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен " конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно вы страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, " окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены. Мышление. Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, мышления и познания мира при помощи художественного текста. Развитие эмоционально-образной и интеллект, рассудочно-рациональной сферы личности школьника возможно при условии интегративного подхода к анализу текста художественного произведения. Речь должна идти о «переживании» знаний о природе, обществе и человеке, осознании личностного смысла этих знаний и, наконец, об определенной энергетике этого знания, без чего не может быть действенной нравственной позиции и поступка. Современная методика преподавания литературы стремится найти ту середину, тот подход, который позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного анализа. В связи с этим особого внимания заслуживает интегративный подход к обучению школьников анализу художественного текста. В течение многих лет методические поиски решения этой задачи находились в области межпредметных связей, о которых писали в свое время М. А. Рыбникова и Н. И. Голубков. Межпредметные связи – это пед категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между содержанием, формой и методам учебно-воспитательного процесса. В настоящее время ученые считают самым низким уровнем взаимосвязей межпредметные связи, а самым высоким – уровень интеграции. Реализация идей гуманизации и интеграции предполагает выход преподавателя за рамки собственного предмета, когда учитель способен осмысливать материал с философской, культурологической позиции, осознавая место своего предмета в системе культуры. Осуществление интегративного подхода в процессе анализа и интерпретации текста художественного произведения должно опираться на: 1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития психических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся; 2) интегрирование в психологическом облике ученика черт «мыслительного» и «художественного» типов; 3) развитие творческих способностей, предполагающих интегрирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художественно-творческой деятельности; 4) формирование нового типа мышления (интегративного), позволяющего развивать у школьников личностное видение мира, личностное осмысление и личностное отношение к ним.
|