Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика и коррекция лексико-грамматических нарушений на уроках литературы у детей с особенностями в развитии.






ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

«ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОНР (III УРОВЕНЬ)»

Характеристика детей с ОНР III уровень речевого развития

Для детей этой группы характерно помимо нарушений произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Отставание в развитии языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй) не может, естественно, не оказывать определенного влияния и на формирование функций речи (или видов речевой деятельности).

Речь первоклассника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога. Она все еще связана с непосредственным опытом детей. Первоклассники испытывают определенные трудности при продуцировании связных высказываний (монологическая речь), которые нередко сопровождаются поисками необходимых для выражения мысли языковых средств. У детей еще нет навыков и умений связно излагать свои мысли.

Звуковая сторона речи учащихся 2-3 классов с общим недоразвитием также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков (второстительные - второстепенные, транстит-транспорт).

Анализ речевой деятельности учащихся 2-3 классов говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим формам речи. Под влиянием обучения развивается монологическая, контекстная речь. Дети более или менее свободно строят связные высказывания в пределах близкой им тематики и испытывают затруднения при продуцировании связных высказываний в ситуации учебной деятельности: формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания учебных текстов.

Указанные затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, застревании на отдельных словах и мыслях, повторении отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства и т.п. дети отмечают не самые существенные признаки. Кроме того, ими нарушается синтаксическая связь между словами, что находит свое выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что, по-видимому, объясняется не только бедностью словаря, но главным образом, нечетким пониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.

Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками - специфическими, орфографическими и синтаксическими. Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются также дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающие заиканием.

Цель программы коррекционной работы - квалифицированная коррекция нарушений психического и физического развития, оказание помощи в сосвоении основной общеобразовательной программы образовательного учреждения, социализация обучающихся, коррекция речевых нарушений.

Задачи программы:

· – своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, в том числе, через взаимодействие с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией и учреждениями здравоохранения;

· – определение особенностей коррекционно – развивающего процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения речи и степенью его выраженности;

· развитие фонематического анализа и синтеза;

· развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;

· уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

· развитие и уточнение пространственно-временных пред­ставлений;

· развитие внимания, памяти, мышления;

· формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;

· развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинесте­тического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

· осуществление мониторинга успешности освоения детьми с речевыми нарушениями основной образовательной программы начального общего образования.

· развитие ИКТ компентенции.

Адресат программы: дети с ОНР (III уровень), испытывающие затрудне­ния при овладении письменной речью.

Принципы реализации программы:

· принцип комплексного подхода, который предполагает одновременное воздействие нескольких специалистов (учителя – логопеда, врача, психолога), а также учителя начальных классов, учителя физкультуры, учителя ИЗО и родителей;

· принцип дифференцированного подхода, предполагающий учет причин, механизмов, симптоматики нарушения речи, структуры дефекта. При дифференцированном подходе учитываются возрастные и индивидуальные способности детей;

· системный подход, в соответствие с которым коррекционно – развивающая работа по профилактике дисграфии направлена на формирование и совершенствование у детей межфункционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного обучения;

· принцип развития, предполагающий при организации работы учет ведущей деятельности ребенка, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Программа составлена с опорой на рекомендации инструктивного письма А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1997) и с использованием методик, предложенных Т.В. Александровой (2005), С.Е.Большаковой (2005), Р.И. Лалаевой (1989), И.Н. Садовниковой (2007), Л.Г. Кобзарева (2006), Л.М. Козыревой (2007) Е.М. Мазановой (2007), И.Г. Дунаевой (2003), В.В. Коноваленко (2005), О.В.Елецкой (2005), Н.Ю.Горбачевской (2005).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал